Цифровая фотография – как привлечь покупателей с помощью промо-акций. Какие картинки привлекают внимание пользователей? Ищем картинки для привлечения внимания

Манипулирование вниманием. Заманчиво звучит? Сразу представляются гигантские установки с локаторами, электроны, аккуратно приклеенные белыми кружочками к лысым головам, и люди, которые завороженно уставились на блестящую штучку на цепочке, болтающуюся в руке гипнотизера.

На самом деле все вышеописанное - заезженные штампы, а настоящие манипуляторы вниманием и сознанием (о сознании мы пока умолчим, чтобы вам сильнее хотелось закончить первую ступень обучения и перейти к следующей, которая, в свою очередь, и позволит заняться еще более интересными вещами, например, тем же манипулированием сознанием) совсем не такие. Кстати, тот любопытный факт, что к середине предыдущего предложения вы думали совсем не о манипулировании вниманием, а о дешевом маркетинговом ходе, вовсе не случайность. Здесь это было сделано специально, но ведь вам наверняка приходилось иметь дело с текстами, чтение которых требует специальных усилий. Не злитесь на авторов - они не специально. А приходилось ли вам видеть такие фотографии? Вроде смотришь, смотришь, а куда смотреть - непонятно. На фотографов тоже не злитесь, они не специально. Просто они не умеют делать так, чтобы взгляд, падая на фотографию, попадал сразу (или почти сразу) в нужное место.

В чем же смысл манипулирования вниманием в фотографии? Все очень просто: при помощи определенных приемов нужно незаметно подтолкнуть зрителя к тому, чтобы он смотрел, куда надо, и не видел того, что не надо. Правда, прежде чем приниматься за зрителя, нужно сначала разобраться в том, куда направлять собственное внимание. Из предыдущих материалов нашего курса, вы, наверно, помните о туннельном зрении. Ну это когда фотограф, смотря в дырочку, видит только то, что его интересует, а окружающие объекты полностью игнорирует. Фотография же воспринимается целиком, как центр интереса, поэтому на ней сразу видно все то, что автор не заметил в видоискателе. Как правило, элементы, попавшие в кадр без ведома фотографа, действуют на зрителя, как бесполезные вводные предложения на читателя. Поэтому, компонуя изображение, нужно постараться увидеть все, что попало в рамку кадра, и сделать каждый объект композиционно целесообразным. В предыдущей лекции по композиции основной нашей задачей было задержать взгляд зрителя на фотографии как можно дольше. Но как привлечь внимание к тому, что вы считаете в изображении важным?

Для этого существуют следующие способы:
1. Структурное выделение (ведущие линии, направляющие и ограничивающие элементы).
2. Эффект перспективы.
3. Выделение светом (тональное, объемное).
4. Цветовой контрапункт.
5. Силовое выделение (композиционный баланс, глубина резко-сти, ритм, агрессивное поле).
6. Комплексное выделение (синергизм).

Как правило, в хорошей фотографии используются сразу несколько из названных способов, но чтобы понять, как они работают, разберем все по порядку.

СТРУКТУРНОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ

Рассмотрим в качестве примера фотографию на рисунке 1. Обратите внимание, что главный центр внимания находится гораздо правее, чем этого требуют правила композиции, но, тем не менее, целующаяся пара сразу бросается в глаза. Что же заставляет взгляд скользнуть по изображению и остановиться именно там, в заветной точке? Посмотрите, как фотография разделена вертикальными и горизонтальными линиями. Все действие происходит в точке пересечения главной вертикали и единственной горизонтали. Но это еще не все. К ногам целующихся ведут диагонали: одна слева направо, вдоль коробок, а вторая из правого нижнего угла. Думаете, на этом все закончилось? Ну уж нет! Это мы рассмотрели только видимые линии, а ведь бывают еще и мнимые. Например, голова самого внушительного участника, красная машинка на коробке и грудь девушки образуют равнобедренный треугольник, слегка наклоненный вниз. Как вы знаете, зритель, читающий слева направо, визуальную информацию воспринимает слева-сверху вниз по диагонали. Таким образом, взгляд попадает в основание треугольника и естественным образом опускается к самой острой его вершине, упирающейся, сами понимаете, во что. Если вы решили, что на этом можно закончить, то рекомендую немедленно передумать. Треугольник, вершинами которого являются глаз внушительного мужчины, его правая рука в кармане и правый кулак его приятеля в красном галстуке, ведет взгляд прямо в точку соприкосновения одушевленных персонажей. При этом, стороны треугольника проходят по лицам и рукам нарисованных людей, что не оставляет зрителю другого выбора, кроме как все это увидеть, скользя взглядом к поцелую. Самое главное - все описанное происходит в подсознании зрителя, то есть он не понимает, почему он смотрит в одну точку, а не в другую, ему кажется, что «оно само». Вообще, «оно само» - это волшебная мантра, которая стоит на границе между хорошей и плохой фотографией. Изображение на чувственном уровне воспринимается более естественно, чем на когнитивном (посредством осмысления); тогда и кажется, что «все само».

В фотографии на рисунке 2 использован эффективный прием привлечения внимания посредством помещения смыслового объекта (воздушного шара) в композиционный узел на пустом фоне. Далее, взгляд зрителя перенаправляется по стрелке к флагу, откуда снова возвращается к шару. Карниз поддерживает кадр снизу, не позволяя выйти за его пределы. Таким образом, внимание распределено почти равномерно (с акцентом на воздушный шар) между двумя элементами изображения.

Рисунок 3 - пример использования эффективного композиционного приема «рамка в рамке». Внимание при такой композиции концентрируется на «внутреннем» изображении. Важно то, что внешняя рамка значительно отличается по тону от внутренней, что заставляет рассматривать содержимое последней как отдельную фотографию. Люди у парапета настолько малы, что при другом построении кадра они могли бы остаться совершенно незаметными.

Данный прием универсален. На рисунке 4 вы видите, как он эффективно может быть использован в портретной съемке. Внутреннюю рамку образует капюшон, в то время как внешняя - это выведенный из глубины резкости фон.

ЭФФЕКТ ПЕРСПЕКТИВЫ

Каждый знает, что если рядом с чем--то маленьким есть что--то большое, то большое видно лучше. Помните, в лекции по композиции мы обсуждали перспективные искажения и точку схождения? Тогда мы говорили о том, как два одинаковых предмета кажутся разного размера, если один дальше, а другой ближе. Поскольку искажение перспективы в большой степени зависит от фокусного расстояния объектива, разницу в относительных размерах объектов можно регулировать, отлаживая как расстояние между ними, так и фокусное расстояние. При определенных условиях, кажущийся размер объекта можно исказить до такой степени, что он будет превалировать в кадре, несмотря на наличие в снимке гораздо более крупных предметов (рисунок 5). Обратите внимание, что горы на зад-нем плане кажутся гораздо меньше девушки. Теперь представьте себе, как выглядела бы эта фотография, если бы девушка стояла в непосредственной близости к скалам. Она бы терялась на фоне камней и привлекала бы существенно меньше внимания, чем на представленном снимке.

Очень интересный эффект можно создать, выстраивая объекты в кадре таким образом, чтобы их относительные размеры не соответ-ствовали реальности. В результате получается оптическая иллюзия, воспринимаемая зрителем как надругательство над реальностью. Особенно интригующе это выглядит на непостановочных уличных фотографиях (рисунок 6). Из--за того, что старик на втором плане кажется меньше продавца, но больше, чем фигура монаха, создается так называемая обратная перспектива, и старик кажется игрушечным. Статуя девы Марии на заднем плане делает иллюзию еще более правдоподобной, потому что ее размер подчиняется нормальным законам перспективы.

Обратная перспектива - не самое лучшее средство для привлечения внимания к объектам в кадре, потому что, как правило, нереальность результата занимает зрителя больше, чем любой физический объект в кадре. Обратите внимание, насколько девушка на рисунке 5 более заметна, чем любой персонаж на рисунке 6. Конечно, фотография на рисунке 6 сложнее для восприятия и композиционно интереснее, но это нужно далеко не всегда. Кажущаяся простота предыдущего снимка лучше подходит для рекламного снимка, она дает возможность сконцентрировать внимание на том, чем занимается девушка.

ВЫДЕЛЕНИЕ СВЕТОМ

Давайте снова вернемся к фотографии на рисунке 5. Посмотрите внимательно, ведь дело там не только в перспективном выделении. Девушка - самый светлый объект в тональном спектре фотографии. Взгляд бессознательно идет туда, где ярче, потому что мозг фильтрует темные тона, как информационно бесполезные. Тональное выделение настолько эффективно, что с его помощью внимание можно привлечь к объекту, занимающему совсем небольшую площадь в кадре (рисунок 7). Посмотрите, девочка сразу же бросается в глаза, но потом взгляд переходит на лицо и руки манекена. Это противоречит стандартным правилам восприятия изображения, но находится в полном соответствии с тем, что более яркий тон привлекает внимание первым.

ЦВЕТОВОЙ КОНТРАПУНКТ

Все сказанное выше (даже по поводу фотографии на рисунке 5) больше относится к черно-белой фотографии, потому что не принимается во внимание возможное влияние цвета. Если в изображении превалирует определенная цветовая гамма, а какой-то объект окрашен в цвет, находящийся в противоположной части спектра (вспомните радугу: с одной стороны красный цвет, с противоположной - фиолетовый), именно контрастирующий объект сразу привлечет внимание. Это и называется цветовым контрапунктом. Прием этот настолько эффективен и прост, что использование его кажется очень заманчивым. Именно поэтому он уже давно превратился в клише, а черно-белая фотография, на которой девушка держит красную розу, - и вовсе фотографический моветон. Обратите внимание на то, как цветовой контрапункт использован в фотографии на рисунке 8. Внимание сначала привлекает красная рамка на белой стене, а потом уже зритель видит отражение спичечного коробка в зеркале. Если бы рамка была серого цвета, то все внимание было бы сконцентрировано на лице девушки. Таким образом, лицо и фигура выделены структурно и тонально, а рамка - цветом. Это обеспечивает наличие в кадре двух конфликтующих центров интереса.

СИЛОВОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ

Силовое (динамическое) выделение - несколько более сложный прием, чем все предыдущие. Основан он на той особенности визуального восприятия, что мозг заставляет искать наиболее «комфортную взору» часть изображения. Примером такого выделения служит фотография на рисунке 9. На лицо девушки, сидящей на стуле, заставляют смотреть несколько факторов. Во-первых, обнаженная фигура в зеркале относительно нерезкая, поэтому взгляд с нее соскальзывает в поисках более «ценной» информации практически сразу. Во-вторых, яркий острый блик ножа и находящаяся справа от него блестящая деталь вызывают подсознательное чувство опасности, и заставляют зрителя перевести глаза по направлению острия, чтобы понять, кому угрожает опасность. Втретьих, наклонная стена вызывает подсознательное чувство отторжения, потому что серия параллельных наклонных линий создает ощущение беспокойства. Нужно отметить, что если бы эти диагонали были наклонены в противоположную сторону, эффект бы усилился. Останавливается взгляд на лице, груди и руках, образующих ромб, в котором и концентрируется внимание зрителя. Но дальше происходит следующее: девушка смотрит на лежащий на полу корсет, и зритель подсознательно следует по направлению ее взгляда. Оттуда внимание снова переходит на зеркало, потому что отражение в нем ярче корсета, и далее снова к лицу. Таким образом, в изображении возникают две циклические структуры, борющиеся за внимание зрителя. Это еще более усиливает напряжение в кадре.

Фотография на рисунке 10 является примером силового выделения посредством создания композиционного дисбаланса. В композиционно уравновешенном изображении, внимание концентрируется на точках пересечения силовых линий (линий золотого сечения, например). Если же баланс слегка нарушен, возникает подсознательное желание картинку уравновесить, и взгляд компенсирует дисбаланс, смещаясь относительно «центра тяжести» изображения. Фигура слева явно перевешивает, что заставляет переместить взгляд на лицо раненого летчика. Секрет описанного приема в том, что дисбаланс должен быть совсем небольшим или частично компенсироваться тонально и композиционно. Иначе эффект будет слишком сильным и разрушительным для восприятия.

ЭФФЕКТ ВЗАИМНОГО УСИЛЕНИЯ

Наверняка для вас не секрет, что от перемены мест слагаемых сумма далеко не всегда не меняется. Возможно, вы знаете и то, что два плюс два иногда бывает больше, чем четыре. Оба этих явления возможны изза эффекта взаимного усиления, называемого еще синергизмом. Применительно к теме нашей беседы синергизм проявляется в том, что эффект от нескольких методов привлечения внимания, примененных одновременно, сильнее, чем сумма составляющих. Вернемся снова к рис. 6: налицо перспективное и тональное выделения. На рисунке 11 мы видим управление с помощью структурных линий (изображение делится на две части, каждая из которых воспринимается отдельно), цвета (кучер в красном пиджаке), тона (голова в левом нижнем углу), перспективы (голова лошади) и посредством создания композиционного дисбаланса (завал влево и частично уравновешивающая его массивная фигура справа).

Разумеется, привлекая внимание к определенным элементам, другие объекты в кадре можно делать менее заметными (как, например, обнаженная фигура в зеркале на рис. 9). Это часто бывает необходимо для устранения ненужного визуального конфликта в кадре. Использовать методы управления вниманием нужно осторожно, исподволь, чтобы у зрителя не возникало ощущения, что его кто-то дергает за веревочки. Чем незаметнее ваши действия, направленные на концентрацию внимания зрителя в определенной точке (или точках), тем они эффективнее.

К сожалению, на страницах журнала может быть представлена лишь небольшая часть лекционно-методических материалов анонсированных курсов Фотошколы. И поскольку третий курс довольно сложен для восприятия, тем более в усеченном журнальном формате, редакцией было принято решение поменять местами лекции 3го и 4го курсов. Лекция этого номера, о способах манипулирования вниманием зрителя, с одной стороны, носит самостоятельный характер, но, с другой, надеемся, она поможет лучше понять содержание третьего курса, в рамках которого будет рассказано о «почерке и стиле фотографии» и «фотографии как средству самовыражения и способу общения». Материалы этих лекций Вы сможете прочитать в следующем номере журнала.

Профессиональный маркетолог в любой отрасли скажет, что без рекламы бизнес практически обречен на поражение. Реклама может быть разных форм подачи и воздействия, и не секрет, что клиент, особенно в нашей стране, сильнее всего любит подарки. Промоушн и любого рода акции, где бесплатно можно попользоваться разными благами – одно из популярных направлений маркетинга, а искусный промоушн, помимо затрат, по прошествии кампании принесет еще и долгосрочную прибыль.

Фотобизнес не исключение – промокции в фотоиндустрии вещица распространенная, причем даже больше, нежели другие маркетинговые ходы. Во-первых, это обусловлено относительной простотой. Завсегда можно сыграть на том, что у вас бесплатная обработка цифровых фотографий, или бесплатная печать цифровых фотографий, как например, при заказе от ста – десять снимков в подарок. И молва пойдет, и клиенты потянутся.

Конечно, большинство таких акций и приемов стары, как сама цифровая фотография, но успех их гарантирован почти всегда, так как они все придерживаются определенной модели

Но, лучше один раз увидеть, чем рассмотреть сто моделей и схем, поэтому сразу к примерам. Один из производителей предлагал клиентам кружки и футбольные мячи за покупку определенного количества фотопленок. В общем, достаточно традиционный подход, но почему-то кампания была обречена на поражение. А приключилось вот что – продавец учел, казалось бы, все – и привлекательность ситуации получения подарка, и не особо серьезные требования к его получению, но не учел, что пластмассовые кружки в хозяйстве – не самое главное, а отыскать обычному человеку применение футбольному мячу в быту почти невозможно. Это вещица довольно сезонная и не для всех. К тому же объем (20 чашек и 2 мяча) маленько устрашает. Ко всему прочему – в любой акции должен быть (или должен предполагаться) отказ покупателя от приза пусть и без возмещения. Такого наш продавец не учел и, само собой разумеется, попал в просак.

Начнем рассуждения, наверное, с примера не самого удачного проведения промоушена товара. Иногда даже зубры мирового рынка по тем или иным причинам недооценивают важность учета всех факторов, влияющих на проведение этих акций - именно так и произошло в случае c одним из производителей, работающих на нашем рынке. Суть самой акции состояла в следующем: покупатель, приобретавший 100 пленок этого производителя, получал в качестве подарка 20 фирменных кружек и 2 футбольных мяча. На первый взгляд, вполне стандартный подход, однако, по свидетельствам сотрудников розницы, продажи не только не увеличились, но наоборот - упали.

Впрочем, есть примеры удачных акций, или лучше сказать масштабных промокампаний. Такова кампания Konika. После некоторых попыток заинтересовать покупателей подарочными альбомами третьего сорта и прочим, откровенно говоря, барахлом, маркетологи Konika догадались, что залог успеха в полезности для даруемого. Так, они стали дарить пленки и будильники, а потом и фотоаппараты, при этом подарки были типизированы под разную стоимость покупки. В результате продажи компании возросли.

Примеру Konika последовали и другие фирмы, предлагая своим покупателям удобные органайзеры и прочие мелочи, приятных и пригодные в хозяйстве.

При этом, конечно, надо всех перещеголять оригинальностью подходов, методов и подарков. Но в спешке за необычностью надо помнить некоторые абсолютные истины, следование которых поможет качественно и правильно провести маркетинговую акцию.

Первое и главное – удобство подарка и реальная его значимость и последующая пригодность, если ваши услуги – печать цифровых фотографий, обработка фотографий и к вам приходят в салон фотолюбители, не стоит задаривать их средством для полировки мебели, тетрадями для нот и блокнотами для рисования. Второй кит на котором держится промо-акция – реклама: как это не странно, но рекламу (промо-акцию) тоже надо рекламировать. И, наконец, абсолютное табу на лотерею – это и сложно, и доверие к таким мероприятиям давно потеряно. Покупатель хочет блага здесь и сейчас в не зависимости от коварного случая.

В России промоакции любят, так их почти всегда ждет успех, который, в свою очередь, обусловлен особенностями сознания и привлекательности «даровщикни».

Но прежде, чем начать такую акцию, надо помнить, что это стоит денег – и денег на рекламу самой акции и денег на оплату промоутеров и денег на подарки, так что не всякий может себе это позволить. Здесь, конечно, повезет тем, кто сотрудничает непосредственно с производителем или официальным дистрибьютором такового – они так или иначе подпадут под акцию «Главаря» и призы и подарки получат в довесок.

К тому же надо различать краткосрочные промо-акции и долгосрочные промо-кампании, последние, разумеется, обходятся дороже, хотя и привлекают большинство клиентов, так как покупателю некуда спешить и необходимый товар он может приобрести тогда, когда ему это, действительно, нужно.
В общем, идти этим путем поначалу покажется невыгодным, но надо знать, что это нацелено, конечно, на последующую и весьма долгосрочную прибыль, так что запаситесь деньгами и наберитесь терпения – тогда успех гарантирован!

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Подписаться

Самой действенной фишкой для привлечения внимания пользователя (которую почему-то многие игнорируют) являются изображения.

В печатных СМИ этим приемом пользуются уже тысячу лет, но в интернете большинство владельцев сайтов, вероятно, даже не подозревают о великой силе картинок. Они вставляют в текст маленькие неказистые изображения или пиксельные фото, забывают обозначать отступы, воруют картинки с других сайтов и так далее.

Не надо так.

Сейчас хорошие привлекающие внимание фотографии можно найти без проблем. Бесплатные изображения широко доступны и могут привлечь тех читателей, которые до этого момента игнорировали вас.

Какие картинки привлекают внимание в первую очередь: человеку нужен человек

Посмотрите на глянцевые журналы: как вы думаете, почему они размещают на обложках довольных улыбающихся женщин? Нет, это не только потому, что журналы покупают преимущественно женщины. Исследования (скорее всего беспокойных британских ученых) показали, что всех людей привлекают портреты красивых девушек.

Фотографии мужчин были гораздо менее успешными, но изображения вещей, пейзажей или мотивов имели гораздо меньший успех.

Вот вам пример:

Когда человек смотрит на успешного (красивого, радостного) человека, изображенного на рекламном баннере курса, он отождествляет себя с ним: “если я пойду на этот курс, я буду таким же довольным”. Примерно так.

Используйте яркие цвета

Претензиционные и загадочные черно-белые изображения прекрасно выглядят в художественных галереях, нежные мягкие тона здорово смотрятся в спальне, но это не то, что люди в спешке ищут в интернете. Вам нужны цвета-бунтари: красный, зеленый, желтый или синий, а также их сумасшедшие сочетания. Такие цвета выгодно выделяются в ежедневной рутинной ленте.

Когда пользователь несколько часов ищет нужный ему материал, с каждой минутой он сканирует экран все быстрее и быстрее, до тех пор, пока сильные визуальные подсказки не захватят его внимание. В таком случае пользователь прочитает заголовок и если он ему приглянется, то он откроет статью. И, возможно, прочтет ее.

Контрастные картинки для привлечения внимания

Мало одной яркости. Вы должны как-то выделиться: необходимо, чтоб вы были заметны в море контента.

На вашей картинке должен быть крупный яркий объект (в идеале - человек, как уже говорилось выше) с контрастным фоном. Если на фото изображен человек в зеленой футболке на фоне летнего леса, то маловероятно, что картинка кому-нибудь приглянется.

Дайте глазам отдохнуть

Беспорядок не только создает плохое впечатление, но в буквальном смысле ломает внимание пользователя. Взгляд рассредотачивается. Кстати, многие владельцы интернет-магазинов совершают эту ошибку. Фотографируя товары, они совершенно не заботятся о фоне. Даже если вы хотите создать хорошую (на стадии задумки) композицию, то не стоит этого делать. Товар потеряется. Просто возьмите то, что хотите продать, и сфотографируйте на подходящем ему фоне, который не будет отвлекать взгляд, но и не сольется с предметом. Например:

Конечно, вы не должны тотально все редактировать и штамповать везде белый фон. Вам нужно лишь оставить некоторое пространство “для глаз”, чтобы они могли отдохнуть.

Капитан Очевидность

Когда вы пишете о Google, пожалуйста, не используйте логотип Google в качестве привлекающей картинки. Да, безусловно, она отражает вашу тему, но среднестатистический пользователь видит этот логотип десятки раз в день.

Так почему пользователь должен прервать свою работу или интернет-серфинг, чтобы поближе взглянуть на то, что и так видит все время?

Картинки привлекающие внимание: интрига

Вы также можете показать читателю что-то абстрактное или какой-нибудь элемент, который, на первый взгляд, не совпадает с темой. После прочтения читатель удивляется "что здесь происходит" и по-другому смотрит на вещи.

Лучший способ заинтриговать человека - показать ему что-то знакомое, но преподнести это иначе. Современные художники часто пользуются таким методом. Как вам клубничная лягушечка?

Не используйте текст внутри изображений

Если, конечно, это не инфографика. Многие блоггеры любят добавить заголовок или тему своего поста в изображение. Да, в некоторых случаях это может работать, но как прикрепить такое изображение на Pinterest, например?
Также текст часто отвлекает от главного сообщения, которое несет картинка. Текстовые изображения отлично работают, когда в картинке заключена цитата или какой-то афоризм (то, что имеет смысл само по себе). Текст, который ничего не объясняет сам по себе не будет работать.

Вот так делать не надо:

Метафоры

Во многих отраслях промышленности и для многих тем нет точных или привлекательных изображений. Вы не можете передать суть или заинтриговать кого-то картинкой к тексту о SEO. Что зачастую используют для таких статей? Фрагменты кода, огромные буквы и все подобное.

Лучшая альтернатива в моем опыте это метафора (главное, чтобы ваша задумка не была реализована кем-то ранее, иначе рискуете превратить хороший контент в клише). Например, статью про гиперссылки лучше всего украсит не очевидное изображение звеньев цепи, а фото с цепочкой из людей, которые держатся за руки.

Только не перестарайтесь! Вот я недавно перебодрилась, делая картинку для статьи про уникальные тексты и методы проверки статьей. На миниатюре вы можете увидеть единорога на розовом фоне. “Причем тут единорог?” - спросил мой коллега. “Как мифическое животное отражает суть статьи?” - возмутилась подруга. Как оказалось, не все распознали мою метафору (а может и никто). Суть была в том, что единорог - уникальное существо, конь, которого никто не видел. Я думала, что это элементарно: уникальный единорог, текст тоже должен быть уникальным; единорога никто не видел (ровно как и абсолютно уникальный текст). Плюс ко всему единорог по-английски звучит как UNIcorn…
Ну, вы меня поняли.

Кстати, если хотите первыми знать о появлении новых статей, то советую

Теория фотографии

Детская фотосъемка – одна из самых сложных и в то же время приятных фотосъемок. Это трудоемкий процесс, который требует определенного знания и умения, а также творческого подхода. Целью детской фотосъемки является получение наиболее оригинальных и ярких кадров, наполненных эмоциями и положительными впечатлениями. Именно такие фотографии станут источником позитива и приятных воспоминаний о тех прекрасных мгновениях в жизни, называемых детством.

Старайтесь ловить самые забавные позы, выражения лица и эмоции.

Как заинтересовать ребенка и сделать хорошие кадры?

Перед началом съемки очень важно определиться, где она будет проходить. Лучше всего проводить фотосъемку в привычном для ребенка месте, тогда малыш будет спокоен и раскован, а фотографии получатся естественными и непринужденными. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка были любимые игрушки, которые вызовут положительные эмоции и смогут его увлечь. Сделайте так, чтобы процесс съемки был незаметен. Если ребенок проявляет повышенный интерес к фотокамере и из-за этого сильно насторожен, снимите это напряжение, дайте ему изучить технику поближе. Расскажите как работает фотоаппарат, переведите изображение на ЖК дисплей и покажите ребенку фотографии. Удовлетворите его интерес. И после этого он приступит к игре и больше не будет на Вас отвлекаться. Не заставляйте ребенка позировать перед камерой, старайтесь поймать его движения и эмоции в повседневной жизни, именно в эти моменты ребенок проявляется как личность и раскрывает свой внутренний мир. Если у ребенка плохое настроение и он не хочет фотографироваться, капризничает, ни в коем случае не принуждайте. Отложите это занятие на потом, отвлеките малыша, покажите ему мультфильм, прочитайте книгу. Через некоторое время настроение у него поднимется и, возможно, он сам сам захочет перед Вами позировать. Старайтесь, чтобы в Вашем альбоме было как можно больше эмоциональных фотографий – удивление, восхищение, радостный смех, заинтересованность. Это будет вызывать ответные эмоции. Если не знаете, как заставить ребенка развеселиться, сделайте что-нибудь неожиданное, например, угостите его конфеткой или достаньте любимую игрушку. И в тот момент, когда на лице ребенка появится восторженная улыбка, сделайте снимок. Ловите его движения в игре, от этого фотографии станут еще более интересными. Если Вы фотографируете чужого ребенка, очень важно расположить его к себе. Не спешите сразу переходить к фотосъемке, пообщайтесь с ним, расскажите смешную историю, войдите к нему в доверие. Малыш должен раскрепоститься и подружиться с Вами. Чем ответственнее подойдете к процессу, тем более успешно пройдет Ваша съемка.

Освещение!

Очень важно подобрать правильное освещение. Если съемка проходит в помещение, постарайтесь сделать снимок в непосредственной близости от окна, где больше света. При слишком ярком солнце задерните тюль, это сделает освещение более мягким и поможет избежать грубых теней на лице. На улице фотосъемку лучше проводить утром или вечером, когда освещение становится более мягким, а тени менее жесткие. И не стоит забывать о том, что облака являются естественным рассеивателем солнечного света, освещение становится более равномерным, что является большим плюсом. Поэтому в пасмурный день не нужно откладывать фотоаппарат на полку, это отличное время для проведения фотосъемки.

Точка съемки и перспектива!

Следует также помнить, что на восприятие фотографии влияет точка съемки. Если Вы снимаете лицо ребенка, камеру лучше всего держать на уровне его глаз, а при ростовом портрете на уровне пояса фотографируемого. Так снимок будет выглядеть более естественным и пропорциональным. На фотографии, сделанной с высоты Вашего роста, ребенок будет казаться меньше, чем есть на самом деле. И наоборот, когда Вы снимаете с низкой точки – ребенок кажется выше, вытягиваются ноги. Съемка широкоугольным объективом создает оптические искажения, т.е. усиливает перспективу, увеличивая объекты переднего плана. Поэтому нужно иметь в виду, что при съемке портрета на широкоугольник, объекты, например, нос ребенка, будет выглядеть заметно крупнее относительно других частей лица. Но в то же время этот эффект дает возможность сделать оригинальные смешные кадры. И все же не стоит этим увлекаться.

На что обратить внимание?

Перед съемкой убедитесь в том, что в кадре нет ненужных предметов и мусора, которые могут испортить фотографию. Ребенок должен выглядеть чисто и опрятно. Если Вы фотографируете дома, в кадр не должны попадать провода и предметы бытовой техники. Это будет смотреться не красиво. Стройте кадр с запасом – лучше отойдите на шаг назад и сделайте снимок.


Глаза ребенка - это самая важная и выразительная часть композиции и очень важно, чтобы они были в фокусе.

При съемке портрета помните, что глаза ребенка - это самая важная и выразительная часть композиции и очень важно, чтобы они были в фокусе. Оденьте малыша в яркую одежду или поместите в кадр красочные игрушки, это поднимет настроение не только ребенку, но и сделает фотографию более интересной и эмоциональной. Почаще меняйте ракурсы, чтобы фотографии были разнообразны. Снимите портрет ребенка крупным планом, поясной и во весь рост. Старайтесь ловить самые забавные позы, выражения лица и эмоции. Это именно те моменты, которые навсегда хочется оставить в памяти.

Текст © Митронина Елена
Фото © Евгений Скурихин
Модель Никита Устинов

И ногда кажется, что современные дети уже рождаются с фотоаппаратами в руках. Но если вы хотите, чтобы ребенок научился чему-то большему, чем съемка селфи и выкладывание их в Инстаграм, недостаточно просто дать ему свой iPhone. Вот несколько советов, руководствуясь которыми вы сможете познакомить ребенка со своим увлечением, а также почерпнуть что-то и для себя.

23.04.2014
Photonews

Фото: Стэн Хорачек (Stan Horaczek)

1. Не спешите

Не пытайтесь в первый же день впихнуть в голову ребенка все, что вызнаете о фотографии. Педагоги настаивают на том, что ребенку нужно предоставлять информацию порционно, в виде игр, и только потом переходить на более сложные темы. Существует множество технических аспектов фотографии, которые могут поубавить у малыша энтузиазма и креативности.Общайтесь каждый раз о чем-то одном, дайте знаниям выстраиваться в голове ребенка постепенно. Если в первый день было весело, то и второй превратится в увлекательную игру. Ники Эвен, директор программы OutsideThe Lens , миссией которой является пробудить интерес молодежи к фотографии, считает, что на ранних этапах знакомства детей с цифровым искусством основная задача - «вывести их из режима селфи и помочь им начать мыслить, как фотографы».

2. Начните со знакомых вещей

Педагоги советуют начинать с вещей, знакомых ребенку, - например с фотографий семьи и привычной обстановки. И то и другое может предоставить возможности для творчества: материал для портретной съемки или новый, неожиданный взгляд на привычное пространство спальни, дома или двора.

Фото: Стэн Хорачек (Stan Horaczek )

3. Знакомьте ребенка с технической частью

После того, как вы провели с ребенком несколько занятий, начните знакомить его с такими параметрами, как выдержка, диафрагма, светочувствительность. Знакомьте ребенка с каждым параметром по отдельности, придумайте способы наглядной демонстрации назначения и принципов работы каждого из них, вместе с ребенком экспериментируйте с размытием кадра при движении, передержкой и малой выдержкой. Цифровые фотоаппараты предоставляют для этого широкие возможности, позволяя легко менять настройки и сразу видеть результаты этого на дисплее.

4. Ведите записи

Попросите ребенка записывать или рассказывать, что и как он фотографирует. Это поможет его пониманию процесса фотографии и планированию будущих экспериментов. Все обучающие программы, с которыми мы сталкивались, включают письменные задачи, являющиеся неотъемлемой частью итоговой презентации. Когда перед ребенком лежит чистый лист бумаги, ему бывает сложно записать свои эмоции и мысли, однако когда под рукой есть собственная понравившаяся фотография, ребенку проще выразить свои эмоции, которые в ином случае останутся глубоко внутри.

5. Отложите камеру в сторону

Сложная техника может быстро надоесть, особенно маленьким детям. Просмотр результатов сразу же после съемки может сделать ребенка чересчур нетерпеливым. Лэси Остин, директор общественных программ Международного центра фотографии, Нью-Йорк, предлагает начинающим ученикам вырезать картонные рамки и через них смотреть на окружающие объекты. «Это очень увлекательный способ научиться думать о композиции, о том, что у ребенка в кадре на переднем и заднем плане» - объясняет Лэси. Работа с визуальным материалом без отвлечения на фотоаппарат, съемку и ожидания ее результата позволяет полностью сконцентрироваться на композиции, на работе с перспективой, на наполнении кадра и освоении правила третей.

Фото: Стэн Хорачек (Stan Horaczek )

6. Придумайте фотопроект

Как превратить просто делающего фотографии ребенка в фотографа? Помогите ему создать рабочий проект. Большинство детей привыкли фотографировать то, что происходит с ними, будь это что-то необычное или повседневное. Сделайте наоборот: пусть ребенок сам «произойдет» с окружающим миром. Помогите ему придумать идеи для фотографий, и вместе подумайте над их воплощением. Создание серии фотографий в рамках одного проекта позволит направить усилия ребенка в необходимое русло.

7. Обсуждайте и редактируйте

В современном мире неограниченного числа кадров и бесконечной экспозиции, редактирование фотографий важно, как никогда. Объясните ребенку, что любая прогулка с фотоаппаратом даст ему лишь один или два действительно хороших кадра. Во время обсуждения отснятого за день материала, пусть ребенок расскажет, что ему нравится и не нравится в каждой фотографии в отдельности, и объяснит, почему. Помогите ребенку закрепить знания и навыки кадрирования и экспозиции, начните формулировать концепцию фотографий и структурировать кадры для фотоэссе.

8. Учите снимать на пленку

Ничто так не развивает терпение, как осознание того, что у тебя в запасе лишь 24 кадра. По словам Трины Гэдсден, исполнительного директора организации по работе с молодежью «Youth In Focus » (Сиэтл), «Дети, снимавшие на аналоговые камеры перед тем, как перейти на цифровые, фотографируют лучше. Работа с небольшим набором настроек заставляет ценить кадры, которые являются в этом случае ограниченным ресурсом». Базовый курс Молодежной академии Международного центра фотографии (ICP Teen Academy) полностью посвящен аналоговой черно-белой фотографии. Байете Росс Смит, преподаватель академии, заявляет: «Они (дети) хорошо обучаются на пленочных фотоаппаратах. Пленка имеет для них большую ценность, поскольку работа с ней требует больше времени, а также позволяет материализовывать результат их трудов.»

Фото: Fotolia.com/Max Topchil

9. Не бойтесь темной комнаты

Сделать фотолабораторию у себя дома - все равно, что дать ребенку суперсилы. Юный фотограф сможет максимально глубоко понять и полюбить фотографию. По словам Гэдсден, «Когда ты в первый раз видишь, как на белом листе бумаги проявляется фотография, это кажется каким-то волшебством. Тебе кажется, что ты можешь повелевать миром». К тому же, проявочная комната - отличное место, чтобы провести дождливый день. Если размер квартиры не позволяет обустроить такую комнату, вы можете обучить ребенка основным принципам аналоговой фотографии, используя набор для цианотипии «Sunprintkit».

10. Не переусердствуйте.

Если ничего не получается, сделайте перерыв. Золотой час можно поймать и завтра, так что не стоит слишком спешить. Дайте ребенку проникнуться фотографией постепенно, тогда он будет с удовольствием заниматься ей и дальше.