Почему люди любят играть на игровых. Почему мужчины любят играть в компьютерные игры

Она адресована всем, кто увлекается онлайн- и офлайн-играми, и даже тем, кто вообще не играет, но интересуется новыми способами мышления и решения проблем.

Главный вопрос вынесен в подзаголовок: «Почему игры делают нас лучше и как они могут изменить мир». Автор показывает, что игровой процесс - не просто развлечение, а присущий XXI веку способ совместной работы, которую можно направить на решение реальных проблем - от голода и нищеты до изменения климата и мировых конфликтов.

Совместная работа

В апреле 2009 года игроки Halo 3 отметили весьма волнующую общую веху - 10 миллиардов убитых в войне против их виртуального врага, Ковенанта. Чтобы достичь важнейшей вехи, игроки Halo 3 на протяжении 565 дней сражались в вымышленной Великой войне, защищая Землю от альянса злобных инопланетных рас, стремящихся уничтожить человечество. За это время игроки Halo 3 сформировали крупнейшую армию на Земле, пусть даже и виртуальную. Более 15 миллионов человек сражались от имени Космического Командования Объединенных Наций, действующего в этой научно-фантастической игре. Это примерно половина общей численности действующего личного состава двадцати пяти крупнейших армий реального мира, вместе взятых.

Достижение такого показателя, как 10 миллиардов убитых, не было случайным, бездумно обеспеченным широкими игровыми массами. Игроки Halo предприняли для этого скоординированные действия. Они восприняли 10 миллиардов убитых как символ того, что их сообщество способно на многое, и хотели, чтобы это было нечто большее, чем какие бы то ни было достижения любого другого игрового сообщества. Поэтому все напряженно работали над тем, чтобы каждый из них играл в Halo как можно лучше. Геймеры обменивались рекомендациями и стратегиями, а также организовали круглосуточное совместное продвижение кампаний.

В конце концов игроки Halo достигли своей цели и наводнили интернет-форумы, чтобы поздравить друг друга и рассказать о своем вкладе в общее дело.

В чем смысл?

Возможно, вы сейчас думаете: «Ну и что? В чем смысл? Ковенанта не существует. Это просто игра. Что особенного игроки сделали, что стоило бы праздновать?»

С одной стороны, ничего. Уничтожение ковенантов не имеет никакой ценности, сколько бы их ни было - один, десять или даже сто миллиардов. Даже самые преданные фанаты Halo знают, что никакого значения спасение человеческой расы от вымышленного вторжения инопланетян не имеет. Нет предотвращения реальной угрозы. Нет спасения жизни реальных людей.

С другой стороны, несмотря на то что уничтожение игровых врагов не имеет ценности, это не значит, что оно лишено смысла.

Смысл - это осознание причастности к большому, общему, а не личному делу. Он дает нам убежденность в том, что наши поступки имеют значение не только для нашей собственной жизни. То, что наполнено смыслом, важно не только для нас самих или наших друзей и членов семьи, но и для гораздо большей группы: общины, организации, а то и всего человеческого рода. Все мы ищем более глубокий смысл, пытаясь найти больше способов улучшить общую картину мира, больше вариантов оставить в нем след.

Мы не можем иметь значение вне широкого социального контекста.

Именно в этом состоит суть совместной работы в игре Halo 3. Дело не в том, имеет ли ценность уничтожение ковенантов, а в том, что достижение масштабной цели вместе с миллионами единомышленников приносит удовлетворение. Это занятие наполнено смыслом. Когда игроки посвящают себя осуществлению такого замысла, как уничтожить 10 миллиардов ковенантов, они приобщаются к великому делу и вносят в него значительный вклад.

Для поиска реального смысла не нужно делать нечто, имеющее реальную ценность, - нам просто необходима возможность внести свой вклад.

Нужен способ связаться с людьми, которых интересует та же глобальная цель, что и нас, какой бы условной она ни была. И нам нужен повод задуматься о поистине эпическом масштабе наших совместных действий.

Эпичность и благоговение

По сравнению с играми реальность заурядна. Игры делают нас частью чего-то большего и придают нашим действиям эпический смысл. Эпичность - одна из важнейших идей в современной игровой культуре. Этим словом геймеры описывают свой самый запоминающийся и приносящий удовлетворение игровой опыт.

Согласно весьма удачному определению, эпическим называется то, что существенно превосходит обычное по значению, масштабу и интенсивности. Геймеры обожают эпические игры, и для этого есть причина. Дело не просто в том, что больше значит лучше, просто нечто более масштабное внушает большее благоговение.

Благоговение - уникальное чувство. По мнению многих специалистов по позитивной психологии, это самое всепоглощающее и приятное позитивное чувство, которое может испытывать человек. Нейропсихологи называют его «вершиной положительных эмоций». Мы испытываем благоговение, когда осознаем, что находимся рядом с чем-то более значимым, чем мы сами.

Без сомнения, именно это чувство испытывает игрок Halo 3, говоря, что от этой игры у него мурашки бегают по телу. Это ощущение - типичный физический симптом благоговения, наряду с ознобом, гусиной кожей и комом в горле. Способность испытывать благоговение служит своего рода эмоциональным радаром для определения значимой деятельности. При этом каждый раз мы понимаем, что нашли вероятный источник смысла, реальную возможность принести пользу, сплотиться, внести вклад в достижение важной цели. Другими словами, благоговение не просто вызывает приятные ощущения, оно вдохновляет нас на добрые дела.

Разработчики игр лучше всех знают, как заставить людей прилагать максимум усилий и как вознаграждать за тяжелый труд. Они знают, как обеспечить взаимодействие и сотрудничество в некогда невообразимых масштабах. Кроме того, они постоянно изобретают новые способы мотивации игроков к выполнению все более сложных задач.

Хотите стать экспертом по современным играм, обрести новые способы мышления и узнать, как виртуальное может менять реальность к лучшему?

Подготовлено по материалам книги «Реальность под вопросом» .
Картинки поста:

Почему с самого начала развития цивилизации не только дети, а и взрослые люди играли всегда?

В мире бизнеса 2016 год вполне можно назвать трендом развлекательной индустрии.

Почему мобильные онлайн игры стали трендом? Потому что даже взрослые люди любят играть и потому что количество пользователей смартфонов непрерывно растет.

В следующей статье покажу все в цифрах, а сегодня о том, почему все люди от мала до велика любят играть и с самого начала развития цивилизации люди играли всегда.

Если вы читаете эту статью, то вы, как и все любите играть и в конце получите игрушки в подарок.

Если не задумываться глубоко, то понятие игра ассоциируется только с детьми – это большое заблуждение.

А на самом деле человек не перестает играть всю свою жизни, говорят ведь «вся жизнь – игра» по определенным правилам правилам. Которые мы сами себе устанавливаем.

Часто такая игра-жизнь нам перестает нравиться, но мы не можем выйти из нее, потому что в ней есть определенные правила. А иногда хотим играть в другую игру-жизнь, но правила той игры позволяют присоединиться другим, но не вам.

В спорте соревнуются команды по легкой атлетике, биатлону, гимнастике – это просто соревнование. А команды по хоккею, футболу, волейболу не соревнуются, а играют. Вам не кажется, что неспроста эти состязания назвали игрой?

Мы взрослели, но не переставали играть, только игры менялись – шашки, шахматы, бадминтон, теннис. Многие люди любят играть - в карты и лото…

Компьютерные игры – это просто новый этап в развитии игр, продиктованный временем. Вначале появились электронные игрушки, я помню игру в тетрис. Затем на компьютерах – прямо в систему уже встроены игры. Также в интернете игры на любой вкус.

На блоге создана развлекательная страница страница, на которой стоят и мобильные игры, а также рубрика кроссвордов. Буду проводить турниры по кроссвордам с реальными призами, подписывайтесь на новости блога чтобы в них учавствовать.

Почему же взрослые люди любят играть?

  • Для снятия напряжения или стресса прошедшего дня, чтобы переключиться на позитив.
  • Иногда так преодолевают страх перед реальностью с ее проблемами и неурядицами, в игре все решается легко и можно стать и почувствовать себя победителем хотя бы в нереальном мире.
  • Иногда уходят от реальных проблем на виртуальные проблемы, которые при любом раскладе не повлияют на реальные события.
  • В игре можно делать все, даже то, что нельзя делать и что вы никогда бы не делали в жизни.
  • И наконец простое желание убить время.
  • Еще много причин можно написать….

Я, например, перед сном люблю разложить карточный пасьянс на компьютере – это стирает в голове мысли, которыми она была заполнена, не продолжаю решать задачи в постели и следовательно легко засыпаю.

Вообще я люблю . Но в наше время можно запросто увидеть, как 30-40 летний бизнесмен или даже член правительства играет в какую-нибудь «стрелялку». Причём профессиональнее своих детей. Никто не считает это чем-то неправильным.

Мобильные игры — это полезно или вредно?

Игры перешли на новый уровень, мобильный. И играть в мобильные игры можно будучи далеко от компьютера.

Мобильный интернет вывел развлекательную индустрию на совершенно другой уровень. Это удобство для игроков и миллиардные доходы для создателей игр.

Играть в мобильную игру можно абсолютно в любое время и в любом месте. Это дает возможность людям скоротать время в поездках, перелетах, на вокзалах и в аэропортах.
Огромное разнообразие мобильных игр позволяет любому человеку выбрать подходящую для себя игру или несколько. Мобильные игры невероятно красочны и динамичны, что привлекает и детей и взрослых.

О пользе мобильных игр ученые пишут много, но они не дали окончательный ответ, здесь еще много неразгаданного.

Развивающие игры даже для двухлетнего ребенка полезны в разумных пределах. Во время игры развиваются и закрепляются практические навыки ребенка, он учится логически мыслить, начинает тренироваться память. Всегда дети развивались быстрее в семье, где много других детей для игр, в детских садиках дети более развитые, чем домашние.

Для людей в возрасте компьютерные и мобильные игры предотвращают болезнь Альцгеймера. Даже, если нет напарника для игры в шашки или шахматы, им может стать компьютер.

Для людей с огромной психологической нагрузкой игры снимают стресс.

Хотя игра, конечно, есть игра, можно и проиграть. Но надо , оттачивая мастерство, соблюдать правила – эти навыки непременно пригодятся в жизни.

Вы заметили — счастье и успех у того, кто живет и работает играючи?

Много говорят и о вреде игр, в смысле игромании, зависимости от игр.

Но это, как и с хорошим вином – никто не станет вырубать виноградники, не остановит производство хорошего виноградного вина из-за наличия алкоголизма в народе.

Или производство автомобилей и самолетов увеличивается, несмотря на то, что в автомобильных и авиакатастрофах гибнут люди.

Мобильные игры онлайн на смартфонах, планшетах не только интересно, но и прибыльно?

Удобство мобильного интернета вообще невозможно переоценить и соответственно широкий доступ к мобильной связи вывел игровую индустрию на совершенно новый виток.

Растущее качество онлайн игр для мобильных телефонов, их краски, динамика привлекают еще больше игроков к мобильным играм, и работы у разработчиков игр прибавилось.

Мой земляк, 40-летний Виктор Кислый оказался на первом месте среди самых успешных белорусских бизнесменов.

Детское увлечение, игра в «танчики», и то, что в школе он много времени проводил в программной лаборатории отца, привели к тому, что уже в 17 лет он вместе с друзьями начал создавать первую свою онлайн игру.

Пара десятков созданных игр на счету Виктора, но слава и деньги Виктору Кислому принесла игра World of Tanks. Она сейчас одна из самых популярных мобильных игр в странах СНГ и на большей части стран мира.

Если у вас есть смартфон, то для вас доступна возможность сейчас познакомиться с лучшими мобильными онлайн играми.

Заходите на этот сайт, выберите для себя игру, установите ее бесплатно и еще получите в подарок 20 токенов для участия в розыгрышах.

Во многих семьях довольно часто можно видеть подобную картину, когда один из ее членов увлеченно играет в компьютерные игры. Причем посвящает он данному занятию длительное время. В результате даже возникают определенные непонимания в семье, укоры и претензии, ведь близким уделяется совсем мало времени и часто их просьбы остаются без внимания.

В некоторых случаях любовь к компьютерным играм способна привести к игромании, такой своеобразной болезни. Ее опасность в том, что человек полностью погружается в игры, выпадая из реальной. Его жизнь становится виртуальной, а это отражается на всем, что происходит в действительности.

Так почему же людям так нравятся компьютерные игры, и они готовы играть их часами?

Люди, играющие в компьютерные игры

Имеется распространенное заблуждение, что преимущественно в компьютерные игры играют подростки. Однако это не совсем так. Подростки скорее более открыто обсуждают собственные игры. Взрослые же считают данный факт несколько смущающим либо вовсе постыдным. Поэтому продолжают играть, но среди посторонних людей и друзей данный факт не афишируется. К тому же доступ к компьютерам больше у молодых людей. Поэтому их процент гораздо выше.

Компьютерные игры, фактически, способны захватить человека любого пола, возраста, профессионального и семейного статуса.

В целом среди населения в компьютерные игры 23% женщин и 34% мужчин. Процент по возрасту следующий:

18 — 30 лет — 49%;

31 — 45 лет — 35%;

46 — 60 лет — 13%.

Причины, по которым люди играют в игры

1. Развлечение.

Это главная причина. Попробовав один раз, уже бывает трудно остановиться. Бывает людям просто заняться не чем, и они по совету, либо, натолкнувшись на какую-нибудь компьютерную игрушку, начинают играть. Им нравится – появляется привыкание. И постепенно это минутное развлечение превращается в настоящее увлечение.

К тому же стоит отметить, что существуют интеллектуальные игры, которые напрягают умственную активность. В результате мозг привыкает к этому и уже трудно обойтись без ежедневной игры,

2. Проблемы в жизни .

Среди них следует отметить:

— несформированная психика;

— в реальной жизни нет ярких моментов;

— конфликты;

— проблемы в семье;

— неудачи в школе, на работе, в институте;

— сексуальная неудовлетворенность и другие проблемы.

Проблемы есть всегда и у всех. Однако все решают их по-разному. Естественно на помощь в эту трудную минуту приходят игры!

Однако есть загвостка – следует быть очень осторожными, ведь игровой мир не разрешит существующих проблем. К тому же игры затягивают, вызывая определенное привыкание и зависимость, которая может быть сильнее, чем . Может даже развиваться игромания.

3. Самореализация и самоутверждение.

Самоутверждение свойственно каждому человеку, однако лишь до определенного возраста. Богатство, высокая должность, ум, красота – все это есть в игре. Оно проявляется через статистику, бессмертность и другие показатели, которые могут быть невероятно высокими.

Самореализация представляет стремление человека выделиться и проявить себя в обществе людей. Человек в игре часто довольно легко самореализуется, ведь здесь нужно лишь малая толика усилий, тогда как в жизни приходится долго и усиленно бороться.

Чем опасны компьютерные игры?

Как говорилось выше, игры – это самый простой способ достижения цели, но только виртуальной. В жизни все остается так же. И часто человек видит себя успешным лишь в игре. Он погружается в нее полностью, забывая о реальности. И на это он может тратить по многу часов – возникает зависимость. Он становится игроманом, для которого понятия жизнь и игра меняются местами.

18 января 2017 в 09:04

Почему люди играют в игры

  • Разработка игр

10+1 причина того, почему мы делаем то, что делаем.


Статья из серии «хулиганский геймдизайн». О геймдизайне пишет системный аналитик и программист, работавший какое-то время назад в геймдеве (ни разу не гейм дизайнер).



Люди не любят терять время.

Да, немногие вещи, мы ценим так дорого и тратим так бездарно.


Особенно обидно терять время на ожидание. И ещё более обидно, когда время есть, а занять нечем. Эти паузы легко заполняются играми. Делать нечего – так хоть поиграю.


Потом часто оказывается, что на играх мы «теряем» больше времени, чем сэкономили. Но такое ли оно потерянное?


Да, за это время мы могли бы построить дом, посадить дерево, поймать бобра, который пришёл грызть наше дерево… Да и завести детей проще, когда не сидишь за компом до утра. Не говоря о том, чтобы их вырастить.


Но, положа руку на сердце, считаем ли мы время, проведённое в играх таким уж потерянным?
Даже, если и считаем, то не до конца искренне. Почему? Потому, что есть ещё причины, по которым люди играют в игры. Например…

Люди любят фантазировать

В детстве мы представляем себя героями любимых книжек и фильмов. Играем в космонавтов, воинов, врачей. Проживаем жизнь героев, наслаждаемся их эмоциями. Это никуда не девается и после.


Для хорошей фантазии нужны рамки: сказочное королевство, исторические события, определённые жизненные обстоятельства. А игры, в отличие от кино и книг, не только задают рамки. Но и позволяют участвовать в полюбившемся мире.


А чтобы мир полюбился, нас достаточно удивить. Ведь…

Люди любят удивляться

Удивляться и восхищаться. Всё необычное привлекает наше внимание. Именно игры, которые нас удивляют (игровой механикой, графикой, игровым миром) и притягивают нас к себе.


Нам очень нравится всё новое, ни разу ещё не виденное, потому что…

Люди любят учиться

Да, да. Мы с самого рождения чему-то учимся. Ходить, держать ложку, складывать и вычитать. И продолжаем учиться до глубокой старости. Учиться – это же не только сидеть за школьной партой и «грызть гранит» в универе.


В повседневной жизни мы тоже учимся. Оптимизируем маршрут от дома до работы. Учимся включать-выключать свет не глядя. Выбирать из сортов макарон самый съедобный… Даже бомжи постоянно прокачивают скиллы, например, поиска алюминиевых банок. Хотим этого мы или не хотим, но постоянно учимся.


Может это и не основной инстинкт, но высокая приспособляемость человека – это результат его каждодневного обучения. Есть животные, применяющие инструменты для достижения своих целей. Но цивилизацию построили люди. Которым всегда мало того, чему они уже научились.


Любая игра – это и есть обучение. Навыки, которые развивают игры, в 99% случаев понадобятся только в играх. Но это обучение в чистом виде. Когда мы начинаем играть в новую игрушку, мы неловкие, невнимательные, делаем много ошибок. Но проходит совсем немного времени и…

Люди любят достигать цели

Очень любят. Во многом потому, что получается не так часто, как бы хотелось. В реальной жизни особенно. Даже те цели, которые кажутся достижимыми и достижение которых, зависит вроде бы только от нас… Даже они, бывает, внезапно делают финт хвостом в самый поганый момент.


Жизнь слишком вариативна, чтобы все планы сбывались. А вот игры инвариантны (представьте себе). Они именно так и проектируются, чтобы наиболее привлекательные цели в них были бы достижимыми. Наиболее широкой аудиторией. По крайней мере, те игры, которые эту аудиторию имеют.


Так что же, делать все игры казуальными? Нет, потому что…

Люди любят бороться

Побеждать? Побеждать тоже. Но, именно, бороться. Нам требуется борьба.


Мы социальные существа. И, как у всех социальных существ, у нас постоянно происходит возня за место в стае. И даже не за первые места. Не за пульт машиниста, а хотя бы за удалённость от туалета в плацкартном вагоне. Но если в поезде мы можем просто купить билет на хорошие места (если вовремя подсуетимся), то в жизни наше положение в любой общности создаётся нами самими. Явно или неявно.


Единственный путь что-то изменить в текущей расстановке – это борьба. Вызов. «Шуточные» пикировки, демонстрация достижений в культуризме или финансовом плане, «дружба» за кого-то или против кого-то. Много всего есть.


Всё это сублимируется в игрушки. И, чем более чётко наше место жизни определено, тем более хочется этот вызов бросить. Тем более, что его можно бросить не злому начальнику, а не менее злому виртуальному боссу (да и завалить последнего попроще).


А за победу…

Люди любят получать вознаграждение

Халяву? Нет, именно вознаграждение. В реале с этим есть некоторые проблемы.


Сколько раз нам обещали… Закончишь проект досрочно – пойдёшь в отпуск в июле (ага, конечно – кто отпустит в отпуск человека, который «тащит» проекты?). Проработаешь ещё три месяца прибавим зарплату (нет, мы конечно тобой довольны, но ты и так тут больше всех получаешь…) Ну и так далее.


В играх с вознаграждение проще. Ты знаешь, что оно будет и, часто, знаешь какое. Правда порой за двухнедельный эпический квест рандом выкидывает общеизвестную деталь моржа. А разработчики искренне считают, что это смешно и справедливо (ведь там же в рандоме полно вкусных рулезов). Но они просто не читали эту статью.


Люди любят определённость и стабильность

В играх простые правила. Во многих играх вообще правила нарушить нельзя – физически. Движок слишком простой.


Да, конечно, есть громадное количество всяких читеров, но по сравнению с реалом, подавляющее большинство игр просто фантастический заповедник законности.


И при всей искусственно созданной «несправедливости» игр, нам нравится, что здесь всё чётко и разложено по полочкам. Назадротил – получи. Начитерил – попался – получи. Поматерился – помолчи. Можно отдохнуть от того агрессивного мира, что нас окружает. Или от того, который создан средствами СМИ (ну любят они нас пугать).


И тут есть огромное поле для проявления хомячей натуры…

Люди любят накопления

Да, да. В реале мы отвыкли копить съестное – его можно купить в магазине. Копить вещи в сундуках нынче еще глупее. Копить деньги в «твёрдой», неподверженной инфляции, валюте или золоте не у всех получается. Обычно прямо наоборот – расплатиться бы с долгами, прежде чем влезть в новые.


А в играх мы радостно копим. Игровые деньги, улучшения, крутые шмотки, ачивки и репы. И хотя админы стараются сделать чтобы у игроков не нарастал жирок (особенно в F2P), но как же приятно почувствовать себя Скруджем Макдаком, заглядывающим в своё хранилище.


На самом деле в большинстве игр есть прямая, косвенная, скрытая или комбинированная инфляция. А в сетевых играх постоянно идут нерфы/фиксы. Но, соотнося временные рамки игр и реальной жизни, мы радуемся стабильности.


А ещё есть возможность прыгнуть выше головы…

Люди любят азарт

Почти в любой игре есть «казино». Даже в тетрисе может придти, а может не придти N «длинных» подряд. Это тоже проекция реала. Первобытному охотнику может посчастливиться найти большую вкусную дичь, попавшую в очень стеснённые обстоятельства. Землекопу может попасться клад. И даже неазартные люди играют в реале в рулетку – взять хотя бы работу. Появится ли судьбоносная вакансия в тот момент, когда ты ищешь работу или нет?

взгляд психоаналитика

Это далеко не первая, и, разумеется, не последняя статья о психологии компьютерных игр , которая написана для психологического сайта. Тема благодатная - компьютеры стали неотъемлимой частью жизни, а компьютерные игры - соблазнительным способом провести свободное время.

  • Почему люди играют в компьютерные игры?
  • Компьютерная игра: это хорошо или плохо?
  • Как избавиться от игровой зависимости?

Эти и другие похожие вопросы каждый день тысячи людей задают Яндексу. Рассматривая эти вопросы через призму психоаналитического опыта, попробую дать на них свои ответы.

Люди, которые играют в игры

Существует распространенное заблуждение, что в компьютерные игры играют преимущественно подростки. Это не совсем так. Скорее подростки более открыто обсуждают свои игры. Взрослые же люди часто считают тот факт, что их привлекают определенные компьютерные игры, несколько смущающим или и вовсе постыдным. И продолжают играть в них, не афишируя этот факт среди друзей и посторонних людей. Фактически, компьютерные игры могут захватить человека любого возраста, пола, семейного и профессионального статуса.

Почему компьютерные игры привлекательны?

Игра может занять довольно много времени (при этом - не всегда свободного). Тем не менее, многие люди предпочитают провести время именно за монитором. Почему это происходит?

Компьютерные игры позволяют перенестись в "иной мир". Они, как ничто другое, позволяют погрузиться в этот мир очень глубоко, и даже на уровне тела чувствовать его виртуальную реальность. Ситуация игры позволяет быть внутри нее настолько свободным, насколько никогда не позволит "реальная реальность". Самое страшное последствие ошибки или неудачи в игре - необходимость закрыть ее и начать сначала.

Игры оказываются привлекательны тем, что позволяют почувствовать нечто , чего не хватает в обычной жизни. Либо, напротив, НЕ чувствовать что-то, чего в жизни имеется с избытком. Кроме того, некоторые игры позволяют хотя бы на время побыть кем-то другим, кем-то привлекательным, кем человек хотел бы себя почувствовать.

Пример 1. Быть Ларой Крофт?

Ряд игр, особенно ролевые игры, предоставляют возможность почувствовать себя иным человеком , чем в реальности. Например, бесстрашным, мужественным, сильным спасителем невинной жертвы ужасных монстров, или красивой, умной, спортивной, исключительно привлекательной женщиной-археологом, готовой рискнуть жизнью ради обретения невероятных артефактов.

Возможность чувствовать собственную силу, привлекательность, бесстрашно рисковать, успешно распутывать хитроумные загадки - почти наркотик. И тем он сильнее, чем меньше возможностей почувствовать то же самое у человека в его реальной жизни.

Пример 2. Убей монстра!

Многие игры имеют ярко выраженный агрессивный контекст: убить как можно больше врагов! сокрушить ужасного монcтра! набрать силу и стать непобедимым! Игрок чувствует азарт, силу, мощь, и глубокое удовлетворение от массового уничтожения виртуальных существ. Может возникнуть впечатление, что игра вызывает агрессию, которой у человека до этого не было - веский довод против компьютерных игр?

Почему же эти игры оказываются так привлекательны для, казалось бы, совершенно мирных, иногда даже робких в обычной жизни людей? Потому что они позволяют проявиться подавляемой им и агрессии . Они помогают выразить то, что человек не позволяет себе проявлять в реальности - ведь чем больше какое-то чувство подавляется, тем сильнее и сильнее оно становится где-то глубоко внутри. Виртуальная ситуация безопасна, она дает возможность не испытывать страх и чувство вины - те чувства, которые составляют основу подавления агрессии.

Увлечение агрессивными играми - это попытка войти в контакт со своей агрессией и, возможно, научиться управлять ей. Правда эта попытка не всегда бывает успешной, ведь виртуальная реальность все же сильно отличается от реальной.

Пример 3. Собирая пасьянс...

Целый пласт компьютерных игр (например, логические) созданы для того, чтобы скоротать время в ситуациях вынужденного ожидания. Но иногда оказывается, что время вовсе не лишнее, а от простой и достаточно монотонной игры невозможно оторваться. Казалось бы, ну а тут-то что затягивает?

Занимая свое внимание, сосредотачиваясь на решении задач разной степени сложности, наблюдая за чередой привлекательных визуальных образов, уходя в незатейливый виртуальный мир цветных шариков, карт, красивых схем, человек на время отодвигается от состояния тревоги . Перекладывая карты, группируя шарики по цветам или собирая слова из букв, человек на время останавливает поток тревожных мыслей и образов. Но возвращение к реальности возвращает и тревогу.

Компьютерные игры: за и против?

Компьютерные игры могут выглядеть абсолютно бессмысленным времяпрепровождением, если смотреть на них лишь с позиции внешней реальности. Для нее человек, проводящий часы перед монитором, практически потерян. Но раз люди чем-то занимаются, значит это имеет какой-то психический смысл. Какой?

С точки зрения внутренней (психической) реальности, компьютерные игры представляют для игрока своеобразный способ психической саморегуляции . Процесс игры позволяет снять психическое напряжение (до некоторой степени). Так что в игру "уходят" от стресса, неудовлетворенности своей жизнью и самим собой, от невозможности проявить в реальных отношениях какие-то сильные эмоции.

Этот способ обращаться с трудностями имеет сходство с использованием алкоголя в качестве способа регуляции своего состояния: игра (как и алкоголь) позволяет быстро (но лишь на короткое время) изменить внутреннее состояние и снять напряжение. Когда к играм как к средству достижения внутреннего баланса прибегают часто, возможно развитие игровой зависимости . Механизм образования алкогольной и игровой зависимости схож: когда психическое напряжение очень высоко, находится простой и довольно приятный способ ее быстро снять. Этот способ не требует особо больших затрат времени, энергии, денег... В случае алкоголя в действие вступает также химическая зависимость. Создатели компьютерных игр борются за своего клиента, используя различные психологические приемы, схемы, уловки, стараются создавать такие игры, которые затрагивают действительно глубокие струны в человеческой душе.

Считается, что самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. Входя в контакт с другими игроками в своем виртуальном образе, у человека возникает иллюзия реальных отношений, реальной жизни. Тогда легко потерять счет часам, а иногда и дням. Физические потребности, обязательства перед другими, обстоятельства жизни уходят на задний план, и "фигура превращается в фон" - виртуальная реальность становится для игрока более реальной, чем "реальность оффлайна".

Виртуальная реальность: вход и выход

Если компьютерные игры стали чем-то большим, чем удобный способ скоротать свободное время, человек сталкивается с тем, что страсть к игре начинает нарушать ход его повседневной жизни. Желание уйти в игру становится очень требовательным, даже навязчивым. И тогда может возникать понимание: "игры кончились", началась игровая зависимость . Что делать?

Некоторым людям удается отказаться от игр сравнительно просто. Это люди с очень большой силой воли и не очень далеко зашедшей страстью к играм. Как правило, такие люди, осознав свою зависимость, просто отказываются от игры, удаляя ее из компьютера, и находят для себя другие, более устраивающие их способы справиться с напряжением жизни.

Иногда, друзья, осознавшие свою зависимость, отказываются от игр вместе . Возникает эффект группы: вместе легче отказаться от образовавшейся привычки, проще найти себе уже подзабытые занятия в реальной жизни. Ну и, конечно, другой человек, взятый в союзники в борьбе с зависимостью - это и контролер (перед которым стыдно сорваться), и поддержка (так необходимая иногда в борьбе с самим собой). Конечно, в качестве такого человека может выступать кто-то близкий, кто сам игровой зависимостью не страдает. Он может "усилить собой" захваченное страстью "Я" игрока, предложить в помощь свою силу воли и решимость найти выход из виртуальной западни. Но эта помощь по-настоящему эффективна, только если игрок осознает свою зависимость и сам хочет от нее избавиться.

Иногда справиться с зависимостью в одиночку или даже при помощи друзей и близких не удается, несмотря на все усилия и желание. Обычно это связано с тем, что есть не просто привычка, а серьезная внутренняя привязка к игре. Это происходит, когда игра "обслуживает" какие-то важные психологические потребности или отвлекает от серьезных психологических проблем. Тогда невозможно просто закрыть игру и выключить компьютер - пока есть проблемы, наша психика будет искать их решение (а самый простой путь - виртуальное псевдорешение - она уже нашла и просто будет его повторять!). Поэтому избавление от игровой зависимости часто лежит через уменьшение уровня тревоги, освобождение от внутренних конфликтов, принятие себя, самоуважение и увеличение способности активно проявлять себя во внешнем мире, увеличение способности строить и поддерживать близкие отношения с другими людьми, обретение смысла собственной жизни .

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП