Половозрастная идентификация самосознание белопольская н л. Половозрастная идентификация

МЕТОД БЕСЕДЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14.

(Н.Л. Белопольская. Половозрастная идентификация. Методика исследования самосознания/ Школьный психолог. – 1999. – С. 8-9.)

Цель исследования: изучение процесса идентификации пола и возраста у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Подготовка исследования. Подготовить два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости (см. прил. №1). Каждый набор карточек (мужской и женский варианты) состоит из шести карточек. Облик изображенного на них персонажа соответствует определенной фазе жизни: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.

Выучить вопросы к беседе.

Методика может применяться для детей от 4 до 12 лет с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием.

Проведение исследования. Исследование проводится в два этапа .

Первый этап – на столе в случайном порядке раскладываются все двенадцать картинок (оба набора). Ребенку предлагают показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент:

1.«Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой ты сейчас?»

Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: «Такой?». Однако в случае «подсказки» не следует показывать на те картинки, которые соответствуют образу ребенка в момент исследования.

Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом. Это отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это так же фиксируется в протоколе. В обоих случаях можно продолжать исследование.

В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, заявляя, например: «Меня здесь нет», эксперимент продолжать не целесообразно, так как у ребенка не сформирована даже идентификация с образом настоящего.

После того как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция:

2. «Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?»

Выбор фиксируется в протоколе. Вторую выбранную карточку кладут перед первой, что бы получилось начало возрастной последовательности.

3. «Покажи, каким ты будешь потом?»

Если ребенок справляется с выборами, ему предлагают определить и последующие возрастные образы:

4. «А каким ты будешь после этого?».

5. «А потом?»

6. «А потом?»

Все карточки раскладывает сам ребенок в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен самостоятельно. Вся последовательность отображается в протоколе.

Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для себя, то его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола:

7. «Разложи, пожалуйста, точно так же эти карточки».

Второй этап – на столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок.

Та, которую ребенок составил сам, лежит непосредственно перед ним, а вторая немного подальше.

Если составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), то она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении, в поле зрения ребенка.

Ребенка просят показать, какой образ кажется ему самым привлекательным:

1. «Еще раз внимательно посмотри на рисунки и покажи, каким бы ты хотел быть».

После того как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать 2-3 вопроса и выяснить:

2. «Почему этот образ показался тебе привлекательным?».

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным образом:

3. «А теперь покажи на картинках, каким бы ты не хотел быть».

Если выбор ребенка не очень понятен, можно задать уточняющие вопросы.

Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе.

Обработка данных. Для регистрации выполнения методики рекомендуется использовать бланк протокола. См. таблицу №1.

Таблица №1. Бланк протокола.

Бланк протокола
Половозрастная идентификация Дата обследования «____» _________________ 20___ г. Ф.И.О. ребенка Возраст__________________ лет Пол_____________________ Социальный статус: (подчеркнуть) дошкольник (дома) дошкольник (д/с) школьник класс
  1. Построение последовательности
1-й выбор (идентификация) 2-й выбор (кем был раньше) 3-й и последующие выборы (кем будешь потом) Итоговая последовательность:

Объяснения ребенка:

Комментарий:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Предпочтения

Привлекательный образ Не привлекательный образ

Объяснения ребенка:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации (Приложение 1). Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы. Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути. На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.

Результаты исследования детского самосознания и половозрастной идентификации

Уровень самосознания и половозрастной идентификации

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Количество детей.

Количество детей.

Отношение к общему количеству детей в группе, %

Идентификация по трем картинкам

Идентификация по четырем картинкам

Идентификация по пяти картинкам

Идентификация по шести картинам

По данным таблицы можно сделать выводы о том, что

20% детей из экспериментальной группы (дети с ЗПР) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции;

20% из контрольной группы и 46,7% из экспериментальной группы способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола;

66,7% из контрольной группы и 33,3% из экспериментальной группы могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама". Правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость";

Рис. Результаты исследования детского самосознания и половозрастной идентификации в контрольной и экспериментальной группе дошкольников.

13,3% детей из контрольной группы способны к установлению полной идентификационной последовательности из 6 картинок. Они уже идентифицируют себя с будущим образом старости, хотя и считают его самым непривлекательным. Образ "младенца" также оказывается для многих непривлекательным.

Из диаграммы видно, что дети из контрольной группы могут правильно построить последовательность идентификации по пяти картинкам. Правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого, но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость". Дети с ЗПР способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола. Дети не умеют построить возрастную последовательность. Не соотносят себя с будущими образами школьника, мужчины и тем более старости.

Малафеева Екатерина Николаевна

Никитина Анна Андреевна

студенты 4 курса, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

Смирнова Светлана Андреевна

научный руководитель, старший преподаватель, кафедра дошкольного образования, ЧГУ, г. Череповец

На современном этапе развития общества проблема формирования полоролевой идентификации всё больше волнует отечественных и зарубежных исследователей. Это связано с изменением ролевых стереотипов, перераспределения ролей и функций между полами.

В отечественной психологии опубликованы исследования, направленные на изучение формирования полоролевой идентификации на разных этапах онтогенеза (Алешина Ю.В., Волович А.С., Визгина А.В., Дворянчиков Н.В, Ениколопов С.Н., Ильин Е.П. , Кон И.С., Пантилеев С.Р., Каган В.Е., Клецина И.С., Репина Т.А. и др.). В зарубежной психологии проблемой полоролевой идентификации в разные годы занимались Д. Батон, Э. Берн, Г. Зиммель, О. Вейнингер, У. Липпман, Ш. Берн и др.

Особое место в формировании личности как субъекта половой принадлежности занимает дошкольный возраст. Половая идентификация и формирование половых ролей в дошкольном детстве происходит необычайно динамично.

В настоящее время одной из целей образовательных учреждений становится создание условий для становления личности ребёнка с учётом будущей полоролевой идентичности. Формирование полоролевой идентичности предполагает знание особенностей развития половой идентификации у детей на определённом этапе онтогенеза.

Прежде всего, следует познакомиться с понятием половозрастной идентификации.

Половозрастная идентификация - отождествления себя с соответствующей половозрастной группой, проявляющееся в усвоении ценностей и форм поведения, принятых данной группой .

Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребёнка. По мнению А.Г. Хрипковой и Д.В. Колесова, знание собственной половой принадлежности развивается в полной мере к трём годам, в процессе того, как ребёнок осознает своё Я.

В раннем возрасте дети часто заученно отвечают на вопрос, сколько им лет, но осознавать свой возраст они начинают только к 3-4 годам. С этого возраста они способны вспомнить свой прошлый день рождения, прошлую зиму или лето, узнать свои вещи, которыми они пользовались, когда были маленькими. Достаточно рано сами дети начинают сравнивать себя с другими детьми по возрасту .

Если дети 4-5 лет ещё не все способны правильно выстроить половозрастную последовательность, то в старшем дошкольном возрасте дети должны выстраивать возрастную хронологию безошибочно. Так же в старшем дошкольном возрасте приходит понимание необратимости пола (его неизменности) .

Именно дошкольный возраст является базовым этапом в развитии половой идентификации, но, несмотря на это, научная литература по данной проблематике отличается отрывочностью подачи информации, а сама проблема развития половой идентификации остается малоизученной, что обусловило выбор темы и актуальность данного исследования.

Таким образом, целью нашего исследования стало выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 116», а также на базе МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 9» г. Череповца, в котором приняли участие 30 детей трёх разных возрастных групп.

В первую группу опрашиваемых входили 10 детей младшего дошкольного возраста (3-4х лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, вторая группа респондентов - 10 детей средней группы детского сада (4-5 лет) - 5 мальчиков и 5 девочек, третья группа - 10 детей старшего дошкольного возраста - 5 мальчиков и 5 девочек.

Для достижения поставленной цели был использован комплекс методов:

1) Беседа с ребёнком.

Цель беседы: выявить особенности представлений детей о половых ролях, о себе как о представителе определённого пола и о своих будущих ролях.

Цель: выявить знания ребёнка об особенностях полоролевого поведения мальчиков и девочек.

3) Методика Н.Л. Белопольской «Половозрастная идентификация».

Цель: исследование уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребёнка.

Полученные эмпирические данные позволили нам выявить динамику развития половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Дети знают о своей половой принадлежности и чётко различают пол окружающих их людей. Это говорит о том, что половая идентификация у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста сформирована, однако, в её основе чаще всего лежат случайные внешние признаки (причёска, тип одежды).

Мальчики младшего дошкольного возраста увидели, что девочки отличаются от них наличием косичек (50 %), 30 % детей (девочки) сказали, что «видели себя в зеркале» и 20 % данный вопрос оставили без ответа.

Дети среднего дошкольного возраста выделили следующие отличительные признаки между полами: длина волос - 80 % детей (из них 30 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек), причём один мальчик отметил, что у девочек растут волосы вниз, а у мальчиков - вверх; одежда - 90 % детей (из них 70 % детей самостоятельно признак не выделили, но замечают данное отличие мальчиков от девочек); красоту девочек как внешний признак выделяют 20 % детей (девочки); голос как отличие между мальчиками и девочками выделил один мальчик - это 10 %; мальчики - как защитники (10 %); способность женщины к рождению ребёнка (10 %). Из всех опрошенных 40 % не выделили отличий мальчиков от девочек и характерных для них признаков без наводящих вопросов.

100 % детей старшего дошкольного возраста видят отличия в причёске, в одежде - 80 % детей (из них 40 % - мальчиков и 40 % - девочек). Одна девочка видит отличие в цветах одежды мальчиков и девочек (10 %). 20 % детей (мальчики) считают, что девочки и мальчики играют в разные игрушки, 1 мальчик заметил, что только девочки красят губы (это 10 %), другой мальчик видит отличие в именах (10 %). Ещё один мальчик считает, что только девочки носят серёжки в ушах, поэтому выделяет данный признак как отличие между полами (10 %). Только один ребёнок (мальчик) считает, что мальчики никогда не плачут и защищают девочек - это 10 %. И одна девочка выделяет как внешний признак - красоту девочек, умение «наводить» красоту (10 %).

Такие половые признаки как эмоциональные привязанности, присущие полу черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности в большинстве случаев дети не выделяют.

Следует отметить, что некоторые младшие дошкольницы (20 % детей) отметили качества, характерные женщине - это доброта, ум, красота, в отличие от мальчиков, которые не смогли привести никаких аргументов (50 %).

Дети среднего дошкольного возраста отмечают качества не в соответствии с полом, а в соответствии с возрастом. Например, в будущем 70 % детей видят себя большими (из них 30 % мальчиков и 40% девочек) и высокими - 20 % (из них 10 % девочек и 10 % мальчиков); 20 % детей (мальчики) не смогли «увидеть» себя взрослыми; один мальчик видит себя сильным (это 10 % детей); другой мальчик дал такое описание своего образа в будущем: «Я буду умным, буду зарабатывать денежки, чтобы мама покупала моему брату сладости» (10 %).

Дети старшего дошкольного возраста отмечают качества в соответствии со своим полом: мальчики в будущем хотят быть сильными, смелыми, храбрыми, ловкими, а девочки - хорошими, красивыми, любимыми, милыми, умными, добрыми и ухоженными.

Анализ результатов показал, что дети не только среднего и старшего, но и младшего дошкольного возраста идентифицируют в соответствии с полом понятия «дядя» - «тетя», супружеские понятия («муж» - «жена»), и родительские понятия («папа» - «мама»).

Все диагностируемые дети эмоционально положительно относятся к себе как к носителю пола. Некоторые дети среднего (20 %) дошкольного возраста верят в возможность смены пола, в отличие от младших и старших дошкольников, которые полностью осознают необратимость пола.

Практически все дети среднего дошкольного возраста не хотят менять свой пол - это 90 % детей. Только один мальчик не смог дать однозначного ответа на вопрос, хотел бы он проснуться девочкой или нет (10 %).

В проведенном исследовании дети старшего дошкольного возраста не хотят менять свой пол и очень огорчились, если бы это произошло, за исключением одного мальчика (это 10 % детей), который, не огорчился, но, при этом, не приспосабливался к новой роли, а пытался бы изменить то, что с ним произошло («конечно, пытался бы изменить», - говорит Ваня с задорной ухмылкой).

Данная ситуация имеет свои отличительные особенности: в случае смены пола большинство детей младшего и среднего дошкольного возраста не огорчились бы, в отличие от детей старшего дошкольного возраста.

Методика «Неоконченные ситуации», позволила проследить различные предпочтения детей, в зависимости от пола и возраста. В ходе исследования детям предлагалось 2 неоконченные ситуации, в которых они выбирали между мужским и женским образцами поведения.

Так, в ситуации выбора подарка на день рождения для представителя своего пола большинство детей младшего дошкольного возраста (70 %) выбрали вариант ответа адекватно своему полу: мальчики (30 %) - «машинку» и «конструктор»; девочки (40 %) - «игрушечный дом». Соответственно 30 % детей - выбрали неправильный вариант ответа. Мальчики (20 %) объяснили свой выбор тем, что в игрушечном доме можно «играть человечками» и это для них является более интересным. Только одна девочка (10 %) выбрала подарок неадекватно полу - «конструктор», затрудняясь объяснить свой выбор.

Это объясняется тем, что в данном возрасте оценка ребёнком степени своей маскулинности/феминности затруднена неопределённостью детских полоролевых предпочтений.

Следует отметить, что все дети среднего (100 %) и старшего (100 %) дошкольного возраста в предложенной ситуации выбирали тип поведения в соответствии с полом.

Другая ситуация предполагала описание того, как мальчик может поиграть с куклой и как девочка может поиграть с машиной.

Все дети младшего и среднего дошкольного возраста полностью исключили возможность мальчика играть с куклой, а девочки с машинкой.

Но два ребёнка старшего дошкольного возраста - мальчик и девочка, что составляет 20 %, допускают иной вариант ответа. Они считают, что мальчик, например, может играть куклой, инсценируя её похищение монстрами, а девочка вполне может играть машинкой, катая в ней кукол или другие игрушки.

При выявлении половозрастной идентификации половина испытуемых детей среднего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя с полом и возрастом - это 50 % детей (30 % мальчиков и 20 % девочек), из них один мальчик идентифицировал себя с образом настоящего и как дошкольника и как школьника (10 %), 30 % детей идентифицируют себя с образом школьника (это 20 % мальчиков и 10 % девочек), 2 девочки идентифицируют себя с образом девушки (это 20 %).

Один мальчик не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, а значит, идентификация с образом настоящего у ребёнка сформирована не в полной мере. Большинство детей среднего дошкольного возраста (90 %) свой предыдущий статус идентифицируют правильно; одна девочка (которая идентифицирует себя в настоящем с образом девушки) не смогла идентифицировать себя с образом младенца (10 %), но стоит обратить внимание, что она правильно определила «предыдущие» свои роли школьника и дошкольника. С образом будущего правильно идентифицировали себя 80 % детей, остальные 20 % не справились с выбором. Один мальчик (это 10 %), как говорилось выше, не смог идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, поэтому эксперимент далее не продолжался. Другой мальчик считает, что школьником он был раньше (10 % детей).

Половозрастную хронологию в правильном порядке выстраивает небольшое количество детей среднего дошкольного возраста - это 30 %. Почти половина испытуемых карточку с пожилым человеком не включает в половозрастную хронологию (40 % детей), хотя узнаёт бабушку и дедушку (30 % детей). Это ещё одна отличительная особенность половой идентификации у детей среднего дошкольного возраста.

Но следует отметить интересную особенность, что все дети как старшего, так и младшего дошкольного возраста правильно идентифицируют себя, свой предыдущий статус и образ будущего с соответствующим полом и возрастом, в правильном порядке выстраивают половозрастную хронологию.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей младшего дошкольного возраста - предпочтение было отдано образам младенца и мужчины/женщины. Младенец оказался наиболее привлекательным для 50 % детей, объяснялось это большой симпатией дошкольников к малышам. Остальные девочки и мальчики младшей возрастной (50 %) группы, посчитавшие привлекательными образы мужчины и женщины, пояснили, что эти образы особенно нравятся им тем, что напоминают своих маму и папу.

Самыми непривлекательными образами для детей младшего дошкольного возраста являются образы бабушки и дедушки - 50 % (40 % девочек и 10 % мальчиков). Один мальчик (10 %) посчитал непривлекательным образ школьника, отметив, что совсем не хочет учиться в школе. Ещё 20 % детей (мальчики) не выделили какого-либо непривлекательного для них персонажа.

При выборе привлекательного и непривлекательного образов у детей среднего дошкольного возраста проявились половые особенности, поэтому полученные данные проинтерпретированы отдельно по мальчикам и девочкам.

Самыми привлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ школьника - это 60 % («как я»; «как брат»; «потому что я в школу хожу») и образ мужчины - 60 % («как папа, он меня на ручках носит»; «я буду таким»; «нравится цвет одежды»). Образ юноши привлекает одного мальчика - это 20 % («как брат»). Образ дошкольника считает привлекательным 20 % мальчиков («как я») и один мальчик считает привлекательным образ дедушки - 20 % («нравится цвет одежды»).

Самыми непривлекательными образами для мальчиков среднего дошкольного возраста являются: образ младенца (20 %) и образ мужчины (20 %). Следует отметить, что большинство мальчиков (60 %) не выделяли непривлекательного персонажа, относя к нему все оставшиеся образы.

Самым привлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ девушки - 80 % («как мама»; «как я с бантиком»; «красивая как я»; «большая»). Образ младенца выбрала одна девочка - это 20 % и объяснила свой выбор тем, что сама хотела бы быть похожа на девочку с картинки.

Самым непривлекательным образом для девочек среднего дошкольного возраста является образ бабушки - это 40 %. Свой выбор девочки объясняли по-разному, - «не очень красивая, старенькая»; «не бабушка это». 20 % девочек непривлекательным образом считают дошкольника и школьника, объясняя свой выбор тем, что у них волосы короткие. Для одной девочки непривлекательным является образ дедушки - 20 % («дедушка ругается»). Другая девочка не выделила непривлекательный образ, относя к нему все оставшиеся (20 %).

Самым привлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ девушки/юноши - 60 % детей (из них 20 % мальчиков и 40 % девочек). Мальчики, выбирая образ юноши, объясняли это тем, что он сильный и взрослый. Девочки объясняли выбор образа девушки тем, что она взрослая, большая и красивая. Также дети отдают предпочтение образу школьника, потому что хотят пойти в школу, как они и объясняют свой выбор - 40% детей (из них 20 % мальчиков и 20 % девочек). Образ дошкольника считает привлекательным один мальчик - это 10 % детей («я сейчас такой»), и образ младенца выбрала одна девочка - это 10 % («красивый малыш»).

Самым непривлекательным образом для детей старшего дошкольного возраста является образ пожилого человека (дедушки и бабушки) - 50 % детей (из них 30 % мальчиков и 20 % девочек). Дети однозначно объяснили свой выбор, - «Он(-а) старый(-ая). Я таким(-ой) быть не хочу». Образ младенца считают непривлекательным 20 % детей (из них 10 % мальчиков и 10 % девочек). Одна девочка объяснила свой выбор так, - «Маленькие всегда плачут». Один мальчик считает самым непривлекательным образом - картинку с изображением мужчины - это 10 % («просто не нравится»). 20 % детей (2 девочки) не выделили непривлекательного образа («все нравятся»).

Следует отметить, что на предпочтение ребёнка при построении половозрастной последовательности, оказывает влияние его личный опыт, опыт общения со взрослыми.

Перспективу нашего исследования составляет разработка методических рекомендаций по формированию половой идентификации у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, направленных на расширение представлений детей о половых различиях, о функциях пола, об интересах, характерных для мальчиков и девочек, о качествах и эмоциональных привязанностях детей разного пола. Необходимой частью работы будет формирование положительного отношения к представителям, как своего, так и противоположного пола, а так же к людям разного возраста (особенно к пожилым людям).

Ещё одним важным направлением работы с детьми является углубление представлений детей о нравственных качествах мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.

Раздел для педагогов предполагает рекомендации по организации работы по углублению знаний детей о половых различиях в повседневной жизни, в специально организованной деятельности, беседах, играх, в педагогических ситуациях; разработку совместных мероприятий с родителями, конкурсов, соревнований, направленных на уточнение и детализацию образов родителей, как представителей определенного пола.

Список литературы:

1.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. Серия: Выпуск 2- Изд. 2-е испр. М.: Когито-Центр, 1998. - 24 с.

2.Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте. М.: Владос, 2008. - 237 с.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Полный текст

Проблема

Возрастная идентификация представляет собой базовый компонент структуры идентичности. Она отражает жизненные события и определенным образом сочетается с процессами взросления, становления и старения. Исследование возрастной идентификации связано с такими понятиями, как психологический возраст, психологическое время личности и жизненный путь человека (Бернс, 1986; Головаха, Кроник, 2008; Кон, 1978).

Э. Эриксон понимает процесс развития идентичности как интеграцию и дифференциацию идентификаций, происходящих одновременно (Эриксон, 2000).

Идентификация представляется сплавом эмоционального, когнитивного и социального компонентов. В процессе становления возрастной идентификации на отдельных возрастных этапах, а также в периоды возрастных или жизненных кризисов один компонент может доминировать над остальными (Mead, 1996).

Ранее нами была разработана методика исследования половозрастной идентификации у детей, которую мы апробировали как на детях с нормативным развитием, так и на детях с различными проблемами психического развития (Белопольская, 2009).

В последующем методика была доработана таким образом, чтобы стало возможным исследовать возрастную или половозрастную идентификацию у подростков и взрослых (Белопольская, 2009; Белопольская, Улькина, 2010).

Описание методики

Методика в полном виде представляет собой два набора последовательных половозрастных образов (мужской и женский варианты). Стимульный материал охватывает весь жизненный путь человека, включая период его внутриутробного развития и уход из жизни. Детский вариант методики ограничен образами от младенчества до старости.

Методика позволяет оценивать следующие составляющие возрастной идентификации: 1) возможность адекватной самоидентификации с половозрастным образом; 2) возможность построения последовательности половозрастных образов на про тяжении жизненного пути человека; 3) характер выборов предпочтительных половозрастных образов; 4) характер выборов негативных половозрастных образов.

Экспериментальная проверка методики

Экспериментальные исследования проводились как с детьми с нормативным развитием, так и с детьми, имеющими различные отклонения в психическом развитии в возрасте от 4 до 12 лет; всего 350 детей.

Выборка подростков и взрослых испытуемых была представлена несколькими группами: а) практически здоровые и успешные люди от 18 до 80 лет (118 здоровых взрослых – учащихся вузов, служащих, пенсионеров: 56 мужчин от 18 до 82 лет и 62 женщины от 17 до 80 лет); б) матери, родившие и воспитывающие в семье психически больного ребенка (46 матерей в возрасте от 22 до 47 лет); в) подростки с нормативным и нарушенным психическим развитием (82 чел. от 12 до 17 лет); г) суициденты (116 человек: 39 мужчин в возрасте от 18 до 79 лет и 77 женщин от 17 до 80 лет).

Полученные результаты позволили выявить динамику формирования возрастной идентификации в онтогенезе при нормативном развитии, особенности ее формирования у детей и подростков при различных формах дизонотогенеза, характерные тенденции возрастной идентификации у нормативных взрослых и нарушения возрастной идентификации у взрослых в период жизненного кризиса (Белопольская, 2009, 2010; Белопольская, Ткешелашвили, 2009).

Возрастная идентификация у детей

К четырем годам дети с нормативным развитием способны идентифицировать себя с обобщенным половозрастным образом на картинке. Дети с интеллектуальной недостаточностью начинают справляться с этой задачей к пяти, шести, семи годам. А в случаях тяжелого интеллектуального дефекта не справляются вообще. Таким образом, задача на самоидентификацию является в этом возрасте когнитивной и напрямую зависит от уровня интеллекта ребенка. Возможность построения последовательности половозрастных образов на протяжении жизненного пути человека формируется у 100 % детей с нормативным развитием лишь к восьмилетнему возрасту. Начиная с восьми лет дети решают эту задачу как когнитивную.

Дети с интеллектуальной недостаточностью не могут правильно составить последовательность половозрастных образов к восьми годам и справляются с этой задачей в более старшем возрасте. При этом у них могут наблюдаться ошибки. Выбор предпочтительных и негативных возрастных образов у детей также связан с уровнем интеллектуального развития. Дети с нормативным развитием обнаружили две тенденции: либо их предпочтительным образом является их актуальный образ, либо они стремятся к более старшему возрасту. Мы назвали эту особенность «тенденцией вперед» и расценили ее как позитивный момент в оценке хода психического развития ребенка. Дети с интеллектуальной недостаточностью часто не понимают формулировки «Каким бы ты хотел быть?» и «Каким бы ты не хотел быть?», поэтому эта часть исследования может представлять интерес только для подростков.

Исследование предпочтительных и негативных образов у детей с нарушениями психического развития позволило выявить некоторые особенности в сфере их эмоциональных переживаний. Так, неуспевающие ученики 1–2 классов в качестве предпочтительного образа выбирали образ дошкольника, а дети с психической патологией образ младенца. Такое явление мы назвали «тенденцией назад» и считаем ее показателем неблагоприятного периода в развитии ребенка. В качестве негативного образа такие дети часто выбирали образ своего настоящего.

Негативным образом для детей в подавляющем большинстве случаев являлся образ старости, а вторым негативным образом – образ младенца. Такие выборы говорят, на наш взгляд, о том, что для детей с нормативным развитием характерна «тенденция вперед», неосознанное желание роста и развития. Для детей с нарушениями развития более характерной оказалась «тенденция назад», к более ранним возрастным позициям. Особенно тревожной в прогностическом отношении нам представляется тенденция к возврату в раннее детство, которую мы обозначили как сверхрегрессивную.

Возрастная идентификация у подростков

Апробация метода исследования возрастной идентификации у подростков с нормативным и нарушенным развитием вначале была проведена на сокращенном (детском) варианте методики. Результаты показали, что большинство подростков с нормативным развитием оценивают задачу на возрастную идентификацию как сверхлегкую, чисто когнитивную задачу. Подростки с интеллектуальной недостаточностью показали ошибки в построении последовательности, а подростки с нарушением поведения обнаружили регрессивные тенденции в выборе предпочтительного и негативного образов. Таким образом, для некоторых подростков задача на возрастную идентификацию вызывает аффективно-негативную реакцию, хотя в интеллектуальном плане она им абсолютно доступна. Дальнейшая апробация метода была продолжена со старшими подростками на полном варианте методики. В эксперименте приняли участие подростки из приюта, оставшиеся без попечения родителей и ожидавшие решения их дальнейшего устройства в жизни (52 чел.). Результаты показали, что все подростки обнаружили наличие регрессивных, а в 7 случаях сверхрегрессивных тенденций в выборе предпочтительного возрастного образа. В качестве негативного образа 9 подростков выбрали образ настоящего. Подростки не давали спонтанных высказываний о легкости предложенного задания, их реплики свидетельствовали скорее об аффективно-негативном отношении к процессу его выполнения.

Возрастная идентификация у взрослых

Апробация метода на практически здоровых и успешных взрослых людях от 18 до 80 лет (всего 118 чел.) позволила выявить характерные тенденции для этой группы. Основной характеристикой можно назвать когнитивное отношение к заданию. Взрослый контингент испытуемых ограничивал свой предпочтительный выбор двумя возрастными образами: «юность» и «зрелость». В дальнейшем взрослых людей волнует сохранение и поддержание этого статуса, так как переход к идентификации с образом «старость» рождает много негативных ассоциаций.

Среди нормативной группы было найдено восемь случаев (они не вошли в общую выборку), когда испытуемые негативно относились к своему актуальному возрастному образу и обнаруживали регрессивные тенденции. Более тщательное исследование обнаружило, что эти испытуемые пережили в определенные периоды жизненный кризис, который и повлиял на их возрастную идентификацию.

Для апробации метода на группах людей, переживающих жизненный кризис, были сформированы две группы испытуемых.

В первую группу были отобраны матери, родившие и воспитывающие детей с тяжелой психической патологией (26 чел.). Все женщины были психически здоровы. Результаты показали, что у 100 % матерей имеются те или иные нарушения в возрастной идентификации. Во-первых, все матери обнаружили аффективное отношение к выполнению задания. Во-вторых, 73% испытуемых обнаружили специфическую ошибку в построении идентификационной последовательности. Кроме типичной ошибки женщины обнаружили большое количество других разнообразных ошибок в выборах предпочтительного и негативного образов. Были обнаружены регрессивные и сверхрегрессивные тенденции в выборах предпочтительных образов.

Во вторую группу вошли суициденты – 116 человек: 39 мужчин в возрасте от 18 до 79 лет и 77 женщин от 17 до 80 лет. Эксперимент выявил грубые нарушения в возрастной идентификации у суицидентов разного возраста. Результаты показали, что самоидентификация при суициде резко нарушена: испытуемые оценивают себя либо моложе на одну, две, три позиции, либо старше на одну, две позиции. Некоторые специфические выборы при самоидентификации (другой пол, внутриутробный плод), неоднократно обнаруженные нами у суицидентов, никогда не встречались в группе «нормы». Построение последовательности вызывало большие трудности, часто это была неполная последовательность, перепутанная или смешанная из мужских и женских образов. Выбор суицидентами предпочтительных образов обнаружил как сверхрегрессивные, так и сверхпрогрессивные тенденции. В качестве негативных образов у суицидентов часто выступают их актуальные возрастные образы, а также образы детства.

Применение статистических методов (2-факторный дисперсионный анализ и тест Смирнова–Колмогорова) показало достоверность результатов, четко отражающих различия между группами взрослых контрольной группы и группами людей, переживающих жизненные кризисы.

Заключение

Разработанный нами метод исследования возрастной идентификации является тонким индикатором состояния самосознания человека от детства до старости. С его помощью удалось выявить этапы формирования возрастной идентификации в онтогенезе и при различных вариантах дизонотогенеза. К 9–10 годам у детей с нормативным развитием четко формируются представления о своей возрастной позиции и последовательности половозрастных образов на протяжении жизненного пути человека. Дети и подростки с нормативным развитием обнаруживают тенденцию стремления к более старшим возрастным позициям, демонстрируя прогрессивную тенденцию.

Метод позволяет диагностировать и нарушения формирования самосознания. Дети и подростки с нарушениями психического развития, а также в состоянии жизненного кризиса обнаруживают разнообразные «ошибки» в возрастной самоидентификации, построении последовательности возрастных образов и выборах предпочтительных и негативных возрастных образов. Они обнаруживают стремление занять более младшие возрастные позиции, демонстрируя регрессивные тенденции.

Метод позволяет диагностировать нарушения самосознания у взрослых людей, переживающих жизненные кризисы. В этом случае взрослые обнаруживают аффективно-негативное отношение к задаче на возрастную идентификацию, неадекватные возрастные самоидентификации, нарушения в построении последовательности возрастных образов на протяжении жизненного пути человека, а также регрессивные, сверхрегрессивные и сверхпрогрессивные тенденции в выборах предпочтительных и негативных возрастных образов.

Белопольская Н.Л. Метод исследования возрастной идентификации у детей и взрослых1 // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. Скопировать

Литература

  1. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. М.: Когито-Центр, 2009.
  2. Белопольская Н. Л., Иванова С. Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. М.: Изд-во ИП РАН, 2007.
  3. Белопольская Н.Л. Когнитивные и аффективные детерминанты решения задач на возрастную идентификацию // Познание и общение. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 159–169.
  4. Белопольская Н. Л. Исследование возрастной идентификации у матерей, воспитывающих детей с нарушениями психического развития // Дефектология. 2010. № 1. С. 23–31.
  5. Белопольская Н.Л., Ткешелашвили Д.Т. Нарушения половозрастной идентификации у людей, совершивших суицидальную попытку // Философские проблемы биологии и медицины. М.: Принтберри, 2009. С. 393–396.
  6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  7. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008.
  8. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  9. Erikson E. H. Identity and the Life Cycle. N. Y.: IUP, 1959.
  10. Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1996.