Спорт для развития ребёнка. Всестороннее развитие личности ребенка через физическое развитие Спорт для самых маленьких

Статья отражает физическое воспитание детей в детском саду группы Ранний Возраст, значение физического воспитания; рассматривается актуальность темы статьи; в качестве примера приводится работа педагогов детского сада №69 Марина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические условия физического развития детей раннего возраста в ДОО

Каждый день у нас, ребятки,

Начинается с зарядки!

Физическое воспитание детей является важнейшей частью системы воспитания человека. Оно напрямую связано с сохранением и укреплением здоровья детей, основы которого, как известно, закладываются с детства.

Здоровье не существует само по себе, постоянное и неизменное. Оно нуждается в тщательной заботе с самого раннего возраста. Именно поэтому, этот период – ранний и дошкольный возраст – является важным и ценным. В это время у ребенка формируются важнейшие двигательные навыки, создаются предпосылки дальнейшего развития личности, закладываются основы здоровья. В детстве определяются для ребенка основные ценности, формируется отношения с окружающим миром, себя в нем, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществления себя в них, накапливается опыт.

В настоящее время, сохранение и укрепление здоровья детей, является важной задачей как семьи, так и общества, государства. Для взрослого поколения, занимаясь воспитанием детей, нельзя упускать этот период и необходимо прилагать максимальные усилия в этом направлении. Ведь здоровье детей – это будущее нашей страны. Только здоровое молодое поколение сможет обеспечить рождаемость здоровых детей, создать здоровый потенциал на будущее.

Рассматривая сегодняшний день, хочется обратить внимание на многообразие развивающих занятий для детей разного возраста и разного направления. Они пользуются большим успехом и популярностью у родителей. Практически в каждой семье ребенок ходит на такие занятия как иностранный язык, шахматы, изобразительное искусство, компьютер и так далее. Все это способствует развитию умственных способностей ребенка, повышению его интеллекта. Но на второй план уходит физическое развитие, меньше внимания уделяется двигательной активности, что отрицательно сказывается на здоровье ребенка.

К сожалению, статистические данные не радуют своими показателями. Известно, что:

  • физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
  • 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  • 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
  • только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
  • 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95%- находятся в «третьем состоянии»;
  • возросла общая заболеваемость детей на 21.6 тыс. на 100 тыс. соответствующего населения за 5 лет.

Укрепить здоровье детей, поддержать его и сохранить помогает физическое воспитание . По определению , оно означает педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма ребенка, на формирование двигательных навыков, умений, знаний, на воспитание физических качеств.

Процесс физического воспитания, как комплекс мероприятий, направленный на развитие растущего организма, его функций, является приоритетным и актуальным во всей воспитательной работе детского дошкольного учреждения.

Целью физического воспитания является формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

К задачам физического воспитания относятся:

  • оздоровительные;
  • образовательные;
  • воспитательные.

Оздоровительные задачи:

  1. охрана жизни и укрепление здоровья (обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма);
  2. всестороннее физическое совершенствование функций организма;
  3. повышение работоспособности и закаливание.

Образовательные задачи:

  1. формирование двигательных умений и навыков;
  2. развитие физических качеств;
  3. овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

Воспитательные задачи:

  1. воспитание интереса и потребности в знаниях физическими упражнениями;
  2. разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

При помощи средств физического воспитания достигаются определенные цели. Приложение 1.

Физическое воспитание в группе Ранний Возраст

В ГБДОУ детский сад №69 Марина Красногвардейского района физическое воспитание осуществляется по экологически оздоровительной программе Вячеслава Семеновича Коваленко «К здоровой семье через детский сад».

Данная программа является результатом теоретических исследований в области различных форм оздоровительной деятельности с детьми пренатального и раннего возраста, дошкольного и школьного возраста. В течении 6 лет проводились работы и накопление опыта в рамках программы « К здоровой семье через детский сад» по восстановлению семейных традиций воспитания детей. Была создана «Школа родителей» детского сада №111 и женской консультации №22 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Программа « К здоровой семье через детский сад» нацелена на переориентацию детских дошкольных учреждений к системе «Школы родителей» - системе совместного воспитания родителей и детей с помощью высококвалифицированных специалистов (педагогов и работников медицины) и методического обеспечения садов. Из всех звеньев системы образования именно детский сад сегодня реально занимается оздоровлением детей и может продемонстрировать родителям особенности воспитания и оздоровления ребенка любой возрастной группы.

Программа « К здоровой семье через детский сад» является расширением опыта экологической оздоровительной программы. В ее основе и рекомендациях заложены исследования не только в области медицины, гомеопатии, остеопатии, педагогики, но и экологии. Как известно, дети наиболее чувствительны к загрязнению окружающей среды.

В программе В.С.Коваленко раздел физического воспитания представлен системой оценки физического здоровья ребенка и системой мероприятий и профилактический технологий . Нацелена программа на повышение функциональных резервов организма и обеспечение безопасности физических тренировок.

Экологически оздоровительная программа для детей включает в себя девять основных разделов:

  1. диета
  2. закаливание
  3. физическое воспитание
  4. стоматологическая профилактика
  5. обеспечение экологической безопасности
  6. повышение сопротивляемости организма
  7. вакцинотерапия и вакцинопрфилактика
  8. нормализация психологического микроклимата
  9. консультирование ребенка, родителей, персонала.

Физическим воспитанием детей в детском саду занимается педагог по физическому воспитанию, а также воспитатели группы. Для поддержания интереса детей к занятиям по физкультуре широко используются сюжетные и игровые формы, дыхательные упражнения. Систематическое проведение занятий способствует:

  • всестороннему физическому развитию детей,
  • формированию и совершенствованию навыков основных движений,
  • формированию правильной осанки и предупреждению плоскостопия,
  • воспитывает хорошую привычку заниматься спортом.

Физическое развитие детей в группе Ранний Возраст выполняется в соответствии с режимом двигательной активности . Приложение 2.

Каждый день воспитанники группы Ранний Возраст приглашаются на утреннюю гимнастику в музыкальный зал совместно с другими группами. Занятие проводит педагог по физкультуре под музыку. Выполняются основные физические упражнения (наклоны, приседания, повороты и т.д.). Дети с удовольствием занимаются, стараются, возвращаются в группу довольными и бодрыми.

Согласно расписанию, по вторникам, средам и четвергам, проводится нормативно-образовательная деятельность - физическое развитие. Дети совместно с педагогом по физическому воспитанию отправляются «поездом» из игровой в музыкальный зал. Занятие организуется в игровой форме, используется спортивный инвентарь, сопровождается музыкально. Дети учатся ходить группой друг за другом, маршировать, формируются навыки обращения со спортивным инвентарем (например, мяч, обруч), развивается координация, внимание.

С наступлением лета, занятия из музыкального зала переносятся на открытый воздух – проводятся на улице.

Помимо спортивной деятельности, проводимой педагогом по физической культуре, физическим воспитанием детей в группе Ранний Возраст занимаются непосредственно воспитатели группы. Ими проводятся физкультминутки. Чаще всего это пальчиковая гимнастика или дыхательные упражнения. Они, соответственно, направлены на развитие мелкой моторики и развитию дыхательного аппарата, подбираются по сезону, по темам. Очень нравятся детям. Проводятся чаще в минуты ожидания каких либо режимных моментов (например, перед раздачей обеда). Иногда воспитанникам группы предлагается самостоятельно проводить такие упражнения, что находит активную поддержку с их стороны. Приложение 3.

Согласно режиму двигательной активности все дети сразу после пробуждения проходят тренажерный путь. Он состоит из нескольких колючих ковриков разного формата и валиковой дорожки. Проходят его босиком, переходя из спальни в игровую. Отзывы детей при этом самые разные! Совершая тренажерный путь происходит массаж стоп, активация соответствующих центров на них, ускоряется процесс просыпания.

Кроме тренажерного пути после сна воспитателями группы проводится в помещении игровой гимнастика – Комплекс Воробьева. Она занимает около 7 минут времени, проводится без обуви. В результате этой гимнастики улучшается кровообращение, нормализуются обменные процессы. В ее завершении дети благодарят друг друга.

Для развития спортивных навыков и физических качеств воспитанников в игровом зале силами воспитателей и под содействием педагога по физической культуре создан спортивный уголок. Он включает:

  • спортивный инвентарь (мячи большие, маленькие; мягкие ленточки с кольцом, обручи);
  • спортивные атрибуты (флажки, погремушки);
  • настенную мишень для бросания мячей;
  • массажные коврики, массажные мячи, а также самодельные массажные тренажеры из киндер-яиц, соединенных в цепочку – используются детьми для массажа спины друг другу;
  • картотеку пальчиковой, глазной, дыхательной гимнастик и картотеку подвижных игр;
  • следы детских ног на полу, ведущие к спортивному уголку и следы детских ладошек на стене, следуя по которым дети тянуться вверх.

Весь инвентарь, приспособления и картотека спортивного уголка активно используется в свободное время, дети находят всему применение. Приложение 4.

В рамках расписания организуется совместная деятельность по физической культуре. К ней относят физкультурный досуг – в музыкальном зале педагогом по физкультуре проводятся эстафеты, спортивные конкурсы для детей младшей группы. Мероприятие непродолжительное по времени, но очень интересное. Проводится 1 раз в месяц.

День здоровья проводится обобщенно с другими группами с участием каких либо героев (например, микробы, фея чистоты). Педагогами подготавливается сценарий, согласно которому организуются эстафеты, конкурсы, задания разного характера. Акцент делается не только на развитие физических качеств, но и укрепляются и расширяются познания детей о гигиене, о строении тела, о пользе и вреде для нашего здоровья разных факторов воздействия. В игровой форме дети с наибольшим вниманием проявляют интерес и участие к информации такого типа, активно соревнуются.

Самым интересным и захватывающим зрелищем являются спортивные праздники с участием родителей! Праздник проходит по сценарию, главные роли играют воспитатели группы с участием педагога по физическому воспитанию. Очень запомнился праздник, приуроченный ко Дню защитника отечества, - дети соревновались вместе с папами! (или со ˝спортивными˝ мамами). Восторгу детей и родителей не было предела! Пройдя спортивные испытания совместно со своим родителем, каждую семью награждали грамотой и маленьким подарком.

Анализируя работу педагога по физической культуре и труд воспитателей группы Ранний Возраст, наблюдается положительная динамика в развитии детей, усваиваются многие физические навыки, развиваются физические качества, укрепляется здоровье, улучшается осанка, происходит закаливание организма, прививается интерес к спорту. Например, многие дети впервые попадая в группу не умеют ходить «поездом» держась друг за друга- со временем получается освоить хоровод. Многие научились прыгать на одной ножке, ловить, катая по полу мяч, крутить обруч на руке. Такие маленькие для каждого ребенка победы стоят многих усилий, как самих детей, так и воспитателей и педагогов. Хочется, чтобы все это нашло поддержку и со стороны родителей, которые всегда беспокоятся за своего ребенка, за его здоровье. Хочется, чтобы они чаще находили возможность посещать детские мероприятия, были ближе к жизни ребенка в детском саду, к нему самому!

Приложения

Приложение 1

Средства физического воспитания

Средства

Цель

Условия применения

Физические упражнения: гимнастика(основные движения, общеразвивающие упражнения, построения и перестроения, танцевальные упражнения); игры (подвижные, сюжетные, бессюжетные, игры с элементами спорта); спортивные упражнения (катание на велосипеде, плавание, скольжение и т. д.); простейший туризм (пеший, лыжный) – основное специфическое средство физического воспитания

Используются для решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания

Обеспечивают эффективное решение задач физического воспитания, если выступают в форме целостного двигательного режима, отвечающего возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка

Психогигиенические факторы: общий режим занятий, питания, отдыха, сна, гигиена одежды, обуви, физкультурного оборудования, помещения – дополнительное средство физического воспитания

Повышают эффективность воздействия физических упражнений

Психофизиологический комфорт ребенка

Эколого-природные факторы: солнце, воздух, вода

Усиливают положительное влияние физических упражнений на организм и повышают его работоспособность. Используется для закаливания организма

Положительный эффект этого средства достигается только при экологически чистой природе

Приложение 2

Режим двигательной активности

Организованные формы двигательной деятельности

длитель

ность

понедельник

вторник

среда

четверг

пят

ница

1половина дня:

Физическое развитие

1половина дня:

Художественно-

эстетическое

развитие «музыка»

Физкультминутки

Утренняя гимнастика

Гимнастика после сна Комплекс Воробьева

Тренажерный путь

Прогулка (подвижные игры и физические упражнения

1 половина дня

2 половина дня

Продолжение приложения 2

Продолжение приложения 2

Организация совместной деятельности

Совместная деятельность

Длительность

Особенности организации

Физкультурный досуг

10-15

1раз в месяц

Спортивные праздники

2-3 раза в год

День здоровья

1 раз в 2 месяца

Приложение 3

Пальчиковая гимнастика.

1.Мы капустку рубим-рубим,

(поочередные движения прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капустку солим-солим,
(складываем пальцы в щепотку и поочередно поглаживаем подушечки пальцев)

Мы капустку трем-трем,

(потирать кулачок о кулачок)

Мы капустку жмем-жмем.

(сжимать и разжимать кулачки)
И в рот кладем
(отправляем щепотку в рот и приговариваем: "Ням-ням!")

2. Колыбельная

(поочерёдно загибать пальчики на ручке)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик лишь уснул,

Этот крепко, крепко спит

Тихо носиком сопит...

3. Шарик

Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Приложение 4

Список литературы

1 Грядкина Т.С. Образовательная область «Физическая культура». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012

2 Деркунская В.А. Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие.- Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009

3 Кожухова Н.Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия»,- 2002

4 Научно-методический журнал Детский сад: теория и практика №5 2013

5 Интернет-ресурсы

6 Сборник рабочих документов Оздоровительная программа «К здоровой семье через детский сад», Санкт-Петербург, 2000


С появлением в семье малыша родители берут на себя ответственность за его правильное развитие. Развитие маленького человечка во многом будет зависеть от наследственности – генетически заложенных психофизических и анатомофизиологических особенностей, среды, которая его окружает, и воспитания. Одним из важнейших факторов, способствующих развитию растущего организма, является физическое воспитание.

Какие задачи в развитии детей решает физическое воспитание?

Целью юношеского и взрослого спорта является максимальное развитие определенных двигательных функций, но для детей он является средством совершенно иного рода.

Полезно знать: если взрослому организму для развития нужны специальные тренировки, то детский развивается естественным образом, а физические нагрузки при этом должны способствовать формированию опорно-двигательного, связочного и мышечного аппарата, а также повышению компенсаторных возможностей организма, укреплению иммунитета.

Наряду с занятиями физической культурой большое значение для формирования здорового образа жизни детей имеет следование правилам личной гигиены, закаливание, организация рационального питания и соблюдение режима дня.

Для малышей, которые еще только овладевают первыми навыками, их двигательная активность и является оптимальными физическими нагрузками. В этом свете родителям не следует ограничивать своего ребенка определенными рамками, например все время оставлять ребенка в манеже или ходунках. Лучшим спортзалом для детей первых двух лет будет чистое, теплое и безопасное пространство на полу.

Во время занятий физкультурой происходит активация сердечно-сосудистой, дыхательной систем, ускоряется обмен веществ, стимулируется опорно-двигательный аппарат, развивается физическая выносливость, совершенствуются двигательные навыки, оказывается положительное влияние на умственное и психическое развитие. Однако для того чтобы влияние физических нагрузок и правда было благотворным, раннее физическое воспитание должно приносить удовольствие, быть веселым и проходить в игровой форме.

Занимаясь с ребенком следует помнить о том, что в настоящее время у него растут не только мышцы, сухожилия и связки, на развитие которых в классическом своем варианте и рассчитан спорт. Естественному развитию в детском организме подвержены внутренние органы, кости, мозг, в нем постоянно образуются новые клетки, в том числе нервные.

Для того чтобы эти процессы происходили полноценно маленький человечек нуждается не только в стимуляции физической активности, но и в , полноценном отдыхе, адекватном полученным нагрузкам, иначе детский организм окажется в состоянии нехватки жизненно важных ресурсов.

Если чрезмерная нагрузка была разовой, то на развитии организма это почти не отразится, однако систематическое повторение подобной ситуации, хроническая усталость, нервное перенапряжение неминуемо приведет к торможению и отставанию в развитии. Таким образом, физическая нагрузка всегда должна быть оптимальной, полностью соответствовать возрастным особенностям и навыкам ребенка.

Обязательным элементом физического воспитания является закаливание , которое относится к основным способам повышения сопротивляемости организма к температурным колебаниям во внешней среде. При этом формирование приспособительных реакций происходит при участии рефлекторного, клеточного и другие механизмов. Рецепторы – нервные окончания, которые находятся на коже, воспринимают различные раздражения и передают центральной нервной системе. Как результат изменяется кровонаполнение сосудов кожных покровов и внутренних органов, усиливается или уменьшается потоотделение.

Для получения положительного эффекта от необходимо придерживаться некоторых принципов, в том числе применять их систематически во все сезоны, силу раздражающего воздействия следует увеличивать постепенно, а также необходимо учитывать индивидуальные особенности и эмоциональное состояние ребенка.

Закаливание производится с помощью природных факторов (воздух, вода, солнце) . Закаливание воздухом следует начинать с простого проветривания помещения. К прочим способам закаливания воздухом относится прогулки, воздушные ванны. Для того чтобы прогулка принесла должный эффект ребенка нужно одевать по погоде и так, чтобы одежда не стесняла его движений. Проведение воздушных ванн также подчиняется определенным правилам. Их проводят дважды в день, постепенно увеличивая время с пяти минут до получаса. При этом малыш должен быть бодрым, иметь хорошее настроение, если появляются признаки переохлаждения (гусиная кожа), то его нужно сразу одеть. В последующем, возможно, потребуется сокращение времени проведения процедуры или уменьшение площади обнаженной поверхности кожи.

Водные закаливающие процедуры могут включать обтирание, обливание, душ, ванны, плавание. Все гигиенические процедуры с использованием воды, если их правильно организовать могут оказывать закаливающее воздействие. Наиболее сильнодействующим природным фактором закаливания являются солнечные лучи. Они подразделяются на прямые, косые, рассеянные и отраженные.

Важно: ввиду значительного физиологического воздействия, которое излучение оказывает на детский организм, закаливание солнцем для детей следует применять с особой осторожностью.

Для целей закаливания наиболее подходят рассеянные лучи или иначе светотень, которую можно наблюдать под кронами деревьев. Таким образом дети могут принимать свето-воздушные ванны.

Не последнее значение для сохранения здоровья детей имеет соблюдение режима дня и отдых . Основным средством отдыха является полноценный сон, при этом ребенок должен высыпаться. Кому-то для этого нужно меньше времени, кому-то больше. Обычно на сон дети затрачивают не менее 9 часов. Позволять подолгу валяться в постели детям нежелательно, это их дезорганизует, гораздо лучше выполнить совместную утреннюю зарядку, что даст заряд энергии на весь день не только малышу, но и родителям.


Физические нагрузки для самых маленьких

Как упоминалось ранее, оптимальными физическими нагрузками для детей до года является их собственная двигательная активность. Кроха учится переворачиваться, держать головку, садиться, вставать на ножки. Все это для него большой труд, хотя для старших детей не требует особых усилий.

До годовалого возраста способствовать укреплению мышечно-связочного аппарата ребенка можно с помощью , а повлиять на формирование иммунитета путем длительного грудного вскармливания и закаливающих процедур.

После года, когда дитя приобретает навыки прямохождения и сеансы массажа ввиду своей подвижности воспринимает уже далеко не так спокойно, занятия должны приобрести игровую форму . Ходьба в этом возрасте первое по необходимости упражнение, поэтому нужно всячески поощрять этот навык, звать кроху, стоящего на незначительном отдалении, провоцируя его подойти к маме или папе, спрятать что-то в кулаке или за спиной и предложить ему узнать, что там спрятано. Наиболее подходящего времени для занятий с ребенком, чем прогулка, просто не найти. Одновременно с тренировкой навыка прямохождения малыш дышит свежим воздухом, его организм обогащается кислородом и вырабатывает витамин Д, который образуется в кожных покровах под действием солнечных лучей. Находясь на прогулке можно предложить малышу 1,5-2 лет походить по бровке. Такое занятие учит ребенка правильно ходить, способствует воспитанию чувства равновесия, развитию координации движений.

В возрасте двух-трех лет занятия становятся все разнообразнее. Двигательная активность должна включать преодоление препятствий, игры с различными гимнастическими принадлежностями, в том числе с мячом . Тренировку можно выполнять, сопровождая ее стишками и потешками, или используя другие игровые формы, например, предложить ребенку отыскать его любимую игрушку, походить, как уточка или попрыгать, как лягушка или зайчонок. Благоприятно влияет на желание детей выполнять упражнения пример взрослых, поскольку малыши склонны к подражанию. Если мама покажет упражнение и сравнит его с движением животного или знакомого персонажа из сказки, то вероятность того, что ребенок его запомнит и повторит, многократно увеличивается. Кроме того, в совместных занятиях заключен большой воспитательный смысл.

Совет: дети в возрасте трех-пяти лет, которым уже не нужна посторонняя помощь для того чтобы гулять, должны активно двигаться не менее трех часов в сутки. Но это время следует равномерно распределить в течении дня.

Если предполагается выполнить с ребенком комплекс упражнений, то его продолжительность не должна превышать 35-40 минут , а упражнения в обязательном порядке подбираются в соответствии с уже приобретенными малышом двигательными навыками и особенностями его психического и физического развития. Гимнастический комплекс должен охватывать все группы мышц, быть направлен на их последовательную проработку, включать последовательно работу и кратковременный отдых (около 40 секунд между упражнениями).

Нагрузки для дошкольников

При мышечных нагрузках дети до четырех лет сильно устают, однако по мере структурно-функционального созревания скелетных мышц и элементов центральной нервной системы увеличиваются энергетические возможности организма и его способность к физической работе.

Для дошкольников понятие физической культуры состоит из:

  • утренней гимнастики
  • физкультурных занятий
  • подвижных игр
  • спортивных развлечений.

Утренняя гимнастика

Такие занятия способствуют формированию правильной осанки, тренируют деятельность органов и систем, готовят организм к дневным нагрузкам. Гимнастика включает ходьбу, бег, прыжки и упражнения для различных групп мышц , в том числе потягивание, поднимание рук вверх и в стороны, круговые движения руками, приседания, наклоны и повороты туловища, поднимание ног. Целесообразно проводить утреннюю гимнастику на свежем воздухе или хорошо проветренном помещении, а также совмещать занятия с закаливающими процедурами, то есть заниматься в минимальном количестве одежды.

Физкультурные занятия

Для физкультурных занятий потребуется спортивный инвентарь вроде обруча, мяча, лесенки, турника. Прекрасно, если в доме есть шведская стенка. Сначала можно научить ребенка бросать мяч из различных положений, разными руками, ловить его, попадать мячом по цели, прыгать в длину и высоту, лазать по лесенкам и перелезать через препятствия. Комплекс упражнений, как правило, занимает 40-45 минут и состоит из вводной, основной и заключительной частей. На вводную и заключительную части отводится 6-8 минут. В это время предполагается подготовить ребенка к предстоящей нагрузке и дать расслабиться организму после нее.

Важно: начинать физкультурное занятие можно с ходьбы, а заканчивать растяжками и дыхательными упражнениями. Резкое прекращение тренировки, то есть отсутствие заключительной стадии, оказывает негативное влияние на сердце и сосуды.

Основная часть занятий состоит из уже знакомых ребенку общеразвивающих упражнений, направленных на развитие силы, ловкости, гибкости, скорости, и разучивания новых. Силовые нагрузки при этом считаются оптимальными, если снаряд (мяч, гантелю) малыш может поднять над головой 8-10 раз одной рукой, прилагая при этом усилие.

Подвижные игры

В жизни дошкольников этот вид физкультуры играет значительную роль. Такие игры совершенствуют все приобретенные навыки ребенка. Их обычно проводят на улице, а получаемая нагрузка регулируется продолжительностью игры, ее интенсивностью, наличием перерывов для отдыха, также зависит от количества играющих и размера игровой площадки. Детей 5-6 лет уже можно начинать знакомить с упрощенными правилами таких игр, как волейбол, баскетбол, футбол. Как правило, дети с восторгом в них играют с родителями, а затем со сверстниками во дворе и школе.


Спортивные развлечения

К ним относятся езда на велосипеде, катание на санках, коньках, роликах, ходьба на лыжах, плавание. Еще в 2-3 года ребенок может ездить на велосипеде. Только в этом возрасте детки катаются на трехколесных железных конях или с двумя дополнительными колесиками, привинченными к заднему колесу. Дошкольникам подходит двухколесный велосипед, размеры которого будут соответствовать их росту. Ходьба на лыжах и катание на санках доступны детям с 3-4 лет, а вот обучаться катанию на коньках и роликах желательно начинать с пяти лет. Жизненно необходимым навыком является плавание. При систематическом посещении бассейна этот вид спортивных развлечений служит способом закаливания организма.

Если ребенок школьник

В школьном учреждении на физическую подготовку отводится определенное время. Однако его недостаточно для полноценного физического развития. В период с семи до десяти лет закладываются основы для формирования физического потенциала , открываются новые возможности для получения сложных двигательных навыков, однако с началом посещения школы организму ребенка предстоит справляться с дополнительными умственными и психологическими нагрузками, подстраиваться под новый режим дня, поэтому работоспособность детей в это время, как правило, снижена.

Совет: учащимся первых классов как никогда необходим качественный отдых, рациональное питание, время для любимых занятий, а также дополнительные нагрузки, проводимые в игровой форме.

Дома ребенок может вместе с родителями делать утреннюю зарядку или играть в игру, в которой он на время становится тренером и учит маму тому или иному упражнению. Существенные изменения в морфологии мышечных волокон наступает в 12-13 лет. Это время является переломным для развития физической работоспособности. В этот период существенно возрастает мышечная выносливость и, соответственно, снижается риск переутомления.

Периоды оптимальной работоспособности

В зависимости от времени суток находится не только умственная, но и физическая работоспособность детей. Самого высокого уровня она достигает с 10 до 14 и с 17 до 19 часов. Работоспособность нарастает постепенно с 7 до 10 часов утра и с 16 до 17 часов вечера и так же постепенно угасает в периоды с 14 до 16 часов дня и начиная с 19 часов вечера. С 23 часов до 6 утра, как правило, отмечается наименьшая работоспособность.

Планируя проведение занятий физкультурой для своего ребенка, следует помнить о его индивидуальных особенностях. Для детей, которые относятся к жаворонкам, тренировку желательно сместить на 1,5-2 часа ближе, а для сов время тренировки отодвинуть на такой же промежуток времени. Кроме того, нужно учитывать, что работоспособность будет сниженной на протяжении 1-1,5 часов после приема пищи.

Полезно знать: периоды оптимальной работоспособности выделяют и в течении недели. Так, наибольшие физические нагрузки оптимально планировать на вторник, среду или четверг.

Наилучшие результаты дает проработка тела раз в 5-7 дней, поэтому достаточно выбрать один из этих трех дней. На неделе также есть дни, когда происходит нарастание работоспособности (воскресенье и понедельник), и дни, когда происходит ее угасание (пятница и суббота). Таким образом, в воскресенье и понедельник тренировки должны проходить с заниженной интенсивностью , а пятницу и субботу желательно посвятить нагрузкам, направленным на развитие координации и ловкости.

Периодичность тренировок для школьников летом и в учебное время может отличаться. Во время летних каникул они могут быть более интенсивными или их можно проводить чаще, поскольку ребенок не получает дополнительной умственной нагрузки, у него много времени для отдыха, он хорошо высыпается, отлично питается. Совершенно противоположная ситуация возникает, когда ребенок заболел. На время болезни любые тренировки следует отменить. Если у ребенка температура тела не повышена, то ему показаны только прогулки, поскольку свежий воздух оказывает благоприятное воздействие и ускоряет выздоровление. После болезни следует начинать с легких тренировок. На восстановление тонуса обычно требуется не менее двух недель. Если ребенку становится плохо во время выполнения упражнения, то продолжать тренировку не следует, лучше отложить ее до следующего раза.

Подробнее о важности полноценного питания и соблюдении питьевого режима

Полноценное питание способствует ускоренному развитию ребенка. Основным материалом для формирования мышечной ткани является белок, поэтому растущий организм нуждается в большом количестве этого вещества. В ежедневном рационе ребенка должно присутствовать минимум 40 грамм животных белков, поскольку растительные значительно уступают им по качеству и не содержат некоторых необходимых аминокислот. Таким образом, на протяжении дня в меню ребенка должны входить молочные продукты (молоко, простокваша, творог), мясо и рыба (но не более 300 грамм в день), яйца, приготовленные всмятку или в виде яичницы-глазуньи. Все дело в том, что белок усваивается лучше после термической обработки, а желток в сыром виде.

Полезно знать: для нормального функционирования организма необходима также вода. Нормой считается 40 грамм воды на килограмм веса в сутки , но при активном образе жизни этот показатель нуждается в корректировке в сторону увеличения.

Однако пить во время проведения самой тренировки не рекомендуется, поскольку это увеличивает нагрузку на сердце. Восстанавливать запасы жидкости в организме, растраченные во время выполнения упражнений, можно после того, как организм перейдет в обычный режим жизнедеятельности. Пить можно не только воду. Быстро восстановить энергетический ресурс организма и мышечную ткань можно с помощью 1-2 стаканов молока с 1-2 столовыми ложками меда. Такое питье показано как после силовых тренировок, так и после активных игр, но его некоторое время спустя все же следует дополнить обычной водой.

Физическое развитие ребенка. Видео

Клуб Увлеченных Мам

Поздравляем вас, у вашего малыша день рождения! Прошел полный забот и счастливых открытий год! За этот год ваш малыш приобрел множество навыков и умений и очень сильно изменился со дня своего появления на свет. Давайте обсудим результаты первого года жизни вашего малыша, чтобы понимать, чего вы достигли и в каком направлении двигаться дальше. Также в статье вы найдете несколько игр для физического развития вашего годовасика.

Ползание

Если позволяет ему самостоятельно ходить, это не значит, что он перестанет ползать. Даже стоит продолжать поощрять ползание, потому что это лучшее упражнение для укрепления спины. В те моменты, когда крохе нужно быстро куда-то добраться, или ребеночек уже устал, вы сразу увидите его в позе на четвереньках. Ползание в этот период отличается искусными «марш-бросками» и виртуозным лавированием между игрушек и мебели.

Физическое развитие ребенка в 1 год: игры

Догонялки

Игра в догонялки очень проста, доступна в любом месте, не требует специальной подготовки или материалов для проведения, развивает детей физически и способствует увеличению объема лёгких.

А сколько эта игра может доставить радости! Попробуйте поиграть в догонялки всей семьёй, вы непременно получите заряд бодрости и хорошего настроения! Обязательно догоняйте друг друга по очереди, чтобы ребенок мог побыть и в роли догоняющего, и в роли убегающего, поддавайтесь вашему малышу, пусть у него закрепляется положительный результат, и тогда он снова захочет поиграть в догонялки.

Экспедиция

Вы хорошо знаете возможности своего ребенка и представляете, какое расстояние он может осилить самостоятельно своими ножками. Придумайте маршрут, например, да ближайшего парка и обратно до дома, который ваш ребенок точно осилит без капризов.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Объясните малышу, что сегодня вы отправляетесь в экспедицию, как учёные-биологи. А в экспедицию идут без коляски и с рюкзачком. Цель вашей экспедиции:

  • изучить, какие деревья растут в парке
  • узнать, какие птицы там обитают
  • собрать интересные камушки или шишки для изготовления поделок

Постарайтесь не брать ребенка на руки, и в каждую экспедицию уходите всё дальше и дальше от дома. Очень полезно, привить ребенку положительный опыт самостоятельных прогулок.

Главное, играя в экспедицию, никуда не торопиться и не забегать в магазин. И конечно, разное оборудование для экспедиции (рюкзак, бинокль, термос, туристический коврик для отдыха) добавит интереса к этой игре.

Кстати, спрашивайте ребенка, помнит ли он обратную дорогу, так вы сможете его научить ориентироваться в трехмерном пространстве.

Перетягивание каната

Хорошо знакомая вам игра, перетягивание каната, прекрасно подойдет для того, чтобы укреплять мышцы рук и развивать координацию тела. Вместо каната подойдет любая крепкая ткань, полотенце или шарф.

Старайтесь свою сторону каната дергать не очень сильно, чтобы канат не вырывался у ребенка из рук и, конечно, иногда поддавайтесь, пусть малыш думает, что он тащит вас на себя. Такая игра обязательно укрепит эмоциональный контакт между игроками!

Катание на лошадке

Эта игра доступна в двух вариантах: катать ребенка на плечах или на спине. Так или иначе, вы:

  • способствуете физическому развитию вашего малыша
  • развиваете вестибулярный аппарат
  • тренируете чувство равновесия

Катая на плечах, сначала держите ребенка за ручки, по мере освоения игры малышом, держите его только за ноги, чтобы малыш сам держался за вас руками. Когда сможет ребенок, попробуйте покатать его на спине и не держать его совсем, пусть он полностью держится за вас сам.

Начните и вы поймете, как это весело!

Мой веселый звонкий мяч

Эта незатейливая игра прекрасно сказывается на физическом развитии детей. Чтобы было интересно, каждый раз немножко усложняйте игру с мячом, пусть ребенок, научившись чему-то, осваивает новые навыки.

Мячи выбирайте разные, чтобы бросать одной рукой – поменьше, для бросков двумя руками берите мяч побольше.

Вот такое одновременно простое, доступное и интересное может быть !

Все игры просты, и вместе с тем легко и эффективно развивают ловкость, гибкость и координацию. У нас ещё есть много игр .

Посмотрите видео о годовасиках:

В самые разные игры, от прыжков со скакалкой до кидания мяча, и эти игры способствуют формированию сильного тела.

В наше время искусство игры пережило сильные изменения, ведь сегодня дети больше времени проводят за видеоиграми, а не играя физически. Но всё же, лучшее, что могут сделать для своих детей родители – придумать игры, стимулирующие физическое развитие вашего чада.

Повторяем за ведущим

Для маленьких детей скоординированные движения – очень важный навык. Большинство игр и спортивных занятий требуют совместной работы детей, хотя бы незначительной. Дети младше пяти лет не особенно любят соревноваться, но им нравится двигаться вместе.

К примеру, повторение – крайне эффективная для маленьких детей. Двое или больше детей повторяют за ведущим серию физических упражнений. На детской площадке ведущий может вскарабкаться на горку и съехать с неё, пройтись по узкому бордюру или сбежать вниз по лестнице.

Детям нужно лишь делать то же самое. Эта игра и другие совместные, но не соревновательные игры, такие как «хоровод» или «мостик», более всего интересны детям в возрасте от трёх до пяти.

Игра в мяч

По мере того, как малыш растёт, его движения становятся более уверенными и ему проще реагировать на окружающий мир. Игра с мячом помогает развивать хорошую координацию групп крупных мышц, а также зрительно-моторную координацию. Игра в «вышибалы», баскетбол, футбол и бейсбол – все эти игры прекрасно подходят для детей от пяти лет.

Очень важно помнить, что дети, младше 9-10 лет, ещё не совсем понимают концепции совместной работы и не всегда умеют достойно проигрывать. Им ещё трудно интерпретировать эмоции других людей и ставить себя на их место. Для большей эффективности постарайтесь сосредоточить внимание детей помладше на важности совместных действий.

В этом возрасте малыш уже начинает получать удовольствие от соревнований. Соревновательные и командные игры особенно нравятся им, поскольку они видят, что успех зависит от их усилий, ловкости и проницательности. Такие игры могут на всю жизнь привить ребёнку любовь к физическому спорту.

Потанцуем

Дети любого возраста и любого пола любят танцевать. Исследования показали, что прослушивание музыки и понимание музыкального ритма и темпа повышает математические способности. А танцы улучшают пространственное мышление и гибкость.

Уроки танцев, любых танцев, от бальных и джазовых до уличных и народных, помогают детям понять все возможности их тел, а также научиться выражать эмоции в движении. Когда дети начинают самостоятельно придумывать танцы и самовыражаться через них, их тела становятся сильнее и гибче.

Цель физических занятий

Главная цель знакомства детей с физическими играми и занятиями с ранних лет – помочь им найти подходящую физическую активность, которая увлечёт их на всю жизнь. Не нужно ставить целью сделать из малыша успешного спортсмена, вам нужно лишь помочь ему обнаружить то занятие, которое он полюбит настолько сильно, что сможет достичь в нём успеха.

Сосредоточьтесь на том, чтобы познакомить своих детей с самыми разными физическими играми и видами спорта и помогите найти то, что заинтересует их более всего. Не нужно превращать игру в тяжёлую работу, подсчитывая все победы и поражения. Ничто так не отвратит малыша от спорта и физических занятий, как страх проигрыша.

Видео — Танец-игра для детей 4-5 лет

О том, что спорт полезен для здоровья, осведомлен каждый человек. И все заботливые родители хотят, чтобы их ребенок , поэтому зачастую отдают детей в различные спортивные секции. Однако возможен и обратный результат – легко нанести непоправимый вред неокрепшему организму малыша. Поэтому, прежде чем решиться приобщить ребенка к спорту, важно ознакомиться с некоторыми правилами.

В современных спортивных комплексах зачастую существуют группы для маленьких детей от 5 лет. В этом возрасте ребенок уже способен слушать тренера и следовать его указаниям. Но оправдано ли такое раннее ознакомление малыша со спортом? Чем может это грозить и как избежать неприятных последствий?

  • Организм ребенка в раннем возрасте особенно уязвим, возможные травмы крайне опасны и могут негативно отразиться на развитии в будущем.
  • Такие навыки, как выносливость, сила и быстрота начинают развиваться лишь в определенном возрасте, что важно учитывать при выборе секции.
  • Основные системы организма еще не сформированы, из-за чего возможны нарушения здоровья и срывы адаптации.

Подходящие виды спорта по возрасту

При правильном подходе неприятных последствий для организма можно избежать. Важно знать с какого возраста можно начинать заниматься определенным видом спорта, чтобы не вредить организму.

  • 7-10 лет: спортивная гимнастика, плавание, прыжки в воду и на батуте, лыжный спорт;
  • 10-12 лет: бадминтон, художественная гимнастика, легкая атлетика, футбол, акробатика, хоккей, спортивные игры, стрельба с лука;
  • 12-14 лет: борьба, самбо, гребля, фехтование, бокс, велосипедный спорт, тяжелая атлетика.

Спорт для самых маленьких

Многие родители считают, что лучшим способом является игра (футбол, волейбол и другие). Однако на самом деле даже игры могут причинить вред, если давать большую нагрузку на тренировках и пытаться сделать из ребенка сразу профессионального спортсмена. Это объясняется тем, что в играх одновременно задействуются практически все системы органов человека. При этом происходят резкие изменения интенсивности нагрузки, что часто приводит к повреждениям суставов.

Как же привить любовь к спорту маленькому ребенку и безопасно развивать его физически?

  • Заниматься дома ежедневно. Можно это делать вместе с малышом, подавая ему тем самым отличный пример.
  • Учить спортивным играм не в профессиональном спорт-клубе, а во время прогулки вместе с другими детьми во дворе. Когда настанет подходящее время, тогда можно заняться этим и более серьезно, если у малыша появится .
  • Записать ребенка в танцевальный кружок. Это менее опасное занятие и в то же время замечательно способствует физическому развитию.

Более того, приобщает к искусству.

Безусловно, спорт является неотъемлемым элементом в развитии каждого ребенка. Родителям следует только обязательно учесть возрастные и индивидуальные особенности и тогда малыш будет здоров!