Чем мы похожи игра пазл. Пазлы – развивающая игра для будущих гениев

Правильно подобранные пазлы могут стать источником удовольствия и развивающей игры. Однако если задать ребенку слишком сложное задание, это может вызвать скуку. Об этом стоит помнить при выборе пазлов. Ниже приводим несколько советов, как лучше всего адаптировать игру к умениям и уровню развития ребенка.

На уровень сложности, прежде всего, влияют следующие факторы:

· количество элементов

· размеры элементов

· степень подробности картинки и цветовая дифференциация

· опыт ребенка в складывании пазлов

· качество изготовления (толщина картона, стойкость к деформации элементов, точность резки)

· другие характеристики, которые могут помочь при складывании (контуры картины, формы элементов и т.п.)

На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно играть в пазлы.

Польза детских пазлов в том, что они обладают развивающими способностями, которые проявляются в виде игры. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.

Пазлы отлично влияют на развитие логического мышления. Кроме всего вышеперечисленного, пазлы также развивают пространственное мышление, внимание, память. Чтобы в конце игры получилась картинка, ребенок всегда воспроизводит ее в памяти и, соответственно, подбирает все детали и располагает их в нужных местах.

С помощью пазлов ребенок учится быть более самостоятельным. Ведь он старается сам сложить интересную картинку, что придает ему уверенности в себе и в своих действиях.

Пазлы - это отличная развивающая игрушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие взрослые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что игра с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды игр с пазлами и их специфику.

От 12 месяцев до 18 месяцев.

Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы - разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе игры ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению. Начинать лучше с картинок, разрезанных по прямым линиям. Лучше всего ближе к году познакомить малыша с самыми простыми разрезными картинками, на которых изображен один крупный предмет и поделен на две части. Сначала картинки нужно просто рассматривать и «обсуждать»: где бабочка? Как бабочка крылышками машет? Где мишка? Как мишка рычит? Где у мишки глазик? И так далее. Вовлекайте малыша в активное рассматривание картинок, стимулируйте звукоподражание, поощряйте к подражательным действиям.

После многократного рассматривания, когда малыш будет легко узнавать картинки, хорошо их запомнит, можно перейти ко второму - основному этапу занятий с пазлами. Возмите две картинки так, чтобы правая и левая половинки не совпадали, например, слева половинка бабочки, а с права - половинка другой картинки. Обратите внимание малыша, что картинки перепутались и попросите «наладить» картинки. Предложите, например, сделать бабочку и начните поочередно прикладывать вторые половинки картинок. Каждый раз спрашивайте малыша: получилась бабочка или нет? И сами же отвечайте, что нет, бабочка не получилась. В начале второго года малыш уже способен сам собирать картинки. Разрезные картинки вы можете купить или сделать самостоятельно.

Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (4, 6). После этого можно переходить к фигурным пазлам (разрезанным не по прямой линии). Желательно, чтобы детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче.

Целью этой игры для самых маленький является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости.

От 18 месяцев до 36 месяцев .

В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается мелкая моторика пальцев и рук. В это же время можно предложить ребенку пазлы-кубики. В три года подойдут пазлы, обладающие крупными элементами, которыми легко манипулировать. Важно тщательно подобрать тему пазлов, в соответствии с интересами ребенка. В этом возрасте ребенок любит складывать хорошо знакомые предметы и персонажи, с которыми он встречался раньше (популярные сказки, животные, машины и т.п.). Для начала подойдут пазлы из 4, 5, 6 и 7 элементов. Игру следует начинать с картинки с наименьшим количеством элементов, чтобы после достижения успеха, сложить следующую - немного труднее.

Для малышей в возрасте 3 лет, которые уже приобрели некоторый опыт, можно предлажить пазлы из 8, 12, 16 и 20 элементов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов.

От 4 лет до 8 лет .

Дети активно конструируют в игре, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе взрослых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления. Накапливая опыт, полученный в процессе складывания первых пазлов, ребенок начинает самостоятельно справляться с манипулированием и соединением элементов. Невзирая на то, что ребенок все еще часто пользуется методом проб и ошибок, можно перейти к головоломкам, содержащим большее количество элементов или более сложные иллюстрации. Для четырехлетних малышей подойдут головоломки с крупными элементами. Затем предлагайте пазлы вкоторых размер элементов немного меньше. Детям на пятом году жизни советуем выбирать пазлы на 60 элементов.

У шестилетних детей настолько развиты способности, что они умеют определять элементы по месту их предназначения. Кроме того, они справляются с их сортировкой. Они умеют вырабатывать собственные методы (стратегии) складывания - по цвету или по объекту на картинке. Дети этой возрастной группы ищут игры, которые будут для них достаточно сложными. В зависимости от прежнего опыта с пазлами, восьмилетние дети могут справиться с пазлами в количестве от 260, вплоть до 500 элементов.

От 10 лет .

Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.

Предлагаемое количество элементов и степень сложности нужно подбирать, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка. Нельзя забывать об этом.

Описание детской настольной игры "Пазлы".

Логическая детская настольная игра "Пазлы". Количество игроков - от 1 и более. Для игры требуются пазлы и место для игры.
Занимательная детская настольная игра «Пазлы» развивает у детей усидчивость, мелкую моторику рук, логику и внимание. Для игры потребуется достаточное для фрагментов рисунка свободное место на столе и сама игра, которую можно купить или изготовить самостоятельно. В зависимости от числа фрагментов, длительность игры может растянуться на несколько часов и даже дней. Цель игры – собрать воедино рисунок.
В игре могут участвовать несколько игроков. Для повышения интереса можно предложить собирать рисунок на время отдельно каждым игроком. В этом случае игра должна содержать малое количество фрагментов, если Вы хотите занять детей на минуты а не на часы. В конце соревнования устанавливается победитель и ему вручается главный приз, а остальным утешительные подарки.
Компьютерный вариант детской игры «Пазлы» имеет свои достоинства и обойдется Вам дешевле.


Мы надеемся, что сайт будет полезен родителям, воспитателям, педагогам и всем тем, кто хочет больше узнать о детских настольных играх.
Если у Вас есть описание своей настольной игры – присылайте по адресу games @ kolossale . ru

Алина Руденко

В последнее время в магазинах появилось большое количество развивающих игр для детей. Как помочь родителям правильно выбрать игру для своего ребенка? Нужно рассказывать им о полезных и интересных играх.

Пазлы

с каждым годом приобретают все большую популярность. И в этом нет ничего удивительного! В эту игру играют и малыши, и дети старшего дошкольного возраста, и взрослые.

Это отличная развивающая игрушка и хороший способ провести время вместе с ребенком. Однако не думайте, что малыш будет собирать пазлы самостоятельно. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать.

Какими же должны быть самые первые пазлы? Они должны быть очень простыми: от двух до четырех крупных деталей. Предметы, которые собирает ребенок, должны быть ему хорошо знакомы. Желательно, если это будет один крупный предмет, например, любимый сказочный герой вашего малыша.

Детали должны хорошо стыковаться, а рисунок должен быть ярким и крупным. Составляя пазлы, взрослым важно проговаривать свои действия, называть форму и цвет элементов.

Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3 - 4 лет.

Если вы начали собирать пазлы первый раз, то вам необходимо будет самим собрать картинку и когда останется несколько деталей попросить ребенка помочь.

Галина Ярошук, доктор биологических наук и психолог, пишет о том, что главный вид деятельности маленького ребенка – это игра. В первое время малыши наблюдают и повторяют действия взрослых, так у них развивается внимание и память. Очень важно поощрять и приободрять детей в процессе игры.

Как только ребенок научится собирать пазл из 4-6 деталей, ему можно покупать более сложные варианты этой игры. Если с раннего детства ребенок собирает пазлы, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов. С увеличением количества деталей можно постепенно усложнять и изображенный на пазлах рисунок. Для детей от трех лет можно уже предложить простые сюжеты, например, иллюстрация из знакомых мультфильмов или сказок, а деткам постарше - пазл с развивающим содержанием, например, изображение алфавита. С помощью таких игр, ваш ребенок будет получать необходимые знания в игровой занимательной форме.

Собирать пазл - рисунок – проще, чем пазл сделанный как фотография. Это задание для детей постарше. Оптимальное количество деталей пазла для детей в возрасте от 3 до 6 лет – не более 50.

Игра в пазлы влияет на развитие малыша:

* развивает мелкую моторику рук и координацию движений

* тренирует способность видеть задание многогранно

* развивает логику

*формирует навыки выработки стратегического решения задач

* развивает усидчивость и аккуратность

* развивает воображение и фантазию

*развивает внимание и память

* учит принимать решения самостоятельно

Интерес к пазлам может открыть в ребенке творческие способности. К примеру, способствовать придумыванию историй по картинкам. Простая вроде бы игра – а польза от нее ощутимая.

При игре с пазлами движения детской руки становятся точными и осмысленными. В будущем это поможет ребенку быстро научиться писать, а также избавит от проблем с почерком.

Как организовать игры с пазлами в группе, в детском саду?

Чтобы детям было интересно-нужно иметь большое количество разных пазлов. Все ребята любят собирать сюжеты из популярных детских сказок и мультфильмов. Мальчишки с удовольствием собирают машины, динозавров. Девочки - котят, щенков. Картонные коробки от частого использования рвутся, детали мозаики легко теряются или попадают в другие коробки. А ведь если хоть одна деталь потеряется - играть уже не очень интересно! Для того чтобы этого не случилось, мы подобрали для каждой игры коробку из пластмассы с прозрачной крышкой. Внутри каждой коробки лежит готовый образец. Для удобства, картинка-образец и каждая деталь пазлов пронумерованы одним номером. Можно сразу заметить, если в коробку попала деталь из другой мозаики. Для того чтобы все было эстетично коробки должны быть одинаковыми. Играя в эту игру, дети приучаются к порядку, после игры нужно убрать пазы в коробку. Пазлы у нас находятся в доступном для детей месте (в строительном уголке). Когда есть свободное время, дети могут выбрать по своему желанию картинку, которую им хочется собрать.

Кто-то любит играть один, кто-то объединяется с товарищем. В игре они учатся общению, учатся договариваться, уступать друг другу, радоваться общему результату. В прошлом году мы выпустили подготовительную группу.




В новом учебном году к нам пришли малыши. Несмотря на большую разницу в возрасте дети с удовольствием собирают пазлы. Это одна из любимых игр детей нашей группы.




В консультации использованы статьи:

1.«Пазлы – развивающая игра для будущих гениев»

2.«О пользе пазлов и составных картинок»

Осенняя картина из пазлов. Мастер-класс с пошаговым фото

Картина-пазл из 1000 элементов на осеннюю тему. Пошаговая инструкция с фото

Толстикова Татьяна Александровна, воспитатель ГБООУ НАО «НСШИ», г. Нарьян-Мар
Описание: данный мастер-класс предназначен для детей всех возрастов, педагогов и родителей – любителей собирать пазлы или желающих научиться этому увлекательнейшему и полезному занятию, которое прекрасно подходит для организации свободного времени детей и взрослых.
Назначение: украшение интерьера
Цель: собирание картины из пазлов
Задачи:
способствовать организации свободного времени детей и взрослых,
способствовать развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти,
развивать мелкую моторику

Пазл – игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы. А изобрёл их англичанин Джон Спилсбери в 1761 году. Он сделал учебное пособие в виде разрезанной географической карты. Изобретение имело большой успех, пик которого пришёлся на XX век и стало популярным салонным развлечением в Европе. Довольно распространённым развлечением пазлы были и в дореволюционной России, а вот в Советском Союзе пазлы никогда не выпускали, поэтому моё поколение были лишено радости собирания цветных картинок из мелких деталей.
В первый раз я столкнулась с пазлами, когда пара коробок с чудо-головоломками поступили к нам в школу с гуманитарной помощью в начале 90-х годов. Ребята сразу полюбили их, но из-за ограниченности в количестве приходилось собирать в игрушечных магазинах яркие коробки из-под игрушек и из их крышек вручную делать подобные игры. Ими и спасались зимними вечерами.
Однажды мне привезли в подарок из Архангельска пазл из 1000 деталей с видом природы, но у меня не было навыка собирания, и я тогда не справилась. А спустя несколько лет мы с младшей дочкой увлеклись собиранием пазлов с котятами, что и стало прекрасной школой по освоению этой премудрости.

Ход работы.

Для работы Вам нужно только сходить в магазин и выбрать понравившиеся Вам пазлы. Мне в сентябре на день рождения подарили 2 коробки с пазлами. Одну из них я и выбрала для проведения мастер-класса.


Открываем коробку, высыпаем все пазлы из пакетика, в котором они обычно бывают упакованы.


Теперь я начинаю делить все фрагменты по цветовой гамме. На этой картине я выделила следующие зоны:
холм справа,
холм слева,
дома,
ветки дерева,
фон,
рамка.
Фрагменты каждой зоны я складываю в отдельные салатники (можно использовать любые ёмкости).


Так как я довольно часто собираю пазлы, то у меня для этого занятия существуют специальные листы ДВП. Я предпочитаю собирать на полу, мне так удобнее, чем за столом, да и лист с начатой работой я спокойно задвигаю под диван. Свою работу я всегда начинаю с рамки. Для этого высыпаю на основной лист все фрагменты с гладкой стороной, переворачиваю на цветную сторону, и начинаю по цвету и форме выпуклых и вогнутых сторон собирать рамку. Сразу обозначаю 4 уголка, и от них иду в разные стороны. Когда рамка собрана, видно, какого размера будет картина.


Теперь я буду собирать холм справа. Все фрагменты этого участка картины я раскладываю ровными рядами на втором листе плиты. Здесь надо обратить внимание на форму этих фрагментов. К сожалению, эти пазлы в основном имеют одинаковую форму, только у небольшого количества одна из стенок имеет выпуклость и впадинку в виде холма. Их я выкладываю в отдельные ряды (2 и 3 ряд).


От рамки нижнего правого угла начинаю выкладывать картину. Внимательно смотрю, какой формы и цвета должен быть нужный фрагмент и ищу его среди подготовленных фрагментов. Для примера я поставила подобранный фрагмент рядом с его местом в этой картине. Я искала его по плавной правой стороне и чёрной выпуклой нижней части.


Вот правый холм и собран.


Теперь ровными рядами раскладываю фрагменты от левого холма, соблюдая тот же порядок.


Начинаю собирать от левого угла рамки. Второй холм тоже собран.


Перехожу к домам. На этот этап времени ушло меньше, т.к. дома разноцветные, и фрагменты находить легче. Предварительно разложив фрагменты домов, собираю сначала бирюзовый дом.


А за ним и все остальные.


Остался самый сложный участок работы. Раскладывая фрагменты по предыдущему принципу, отдельно выкладываю фрагменты чёрного цвета.


С них и начинаю выкладывать ствол, поднимаясь вверх.


Ветки оказалось собирать труднее других участков картины, и я ввела в картину фонарики. Это гораздо облегчило работу, дало более полное представление о фоне и уменьшило количество фрагментов на другой плите.


Продолжаем собирать ветви.


Вот они и собраны.


Теперь осталось собрать фон из жёлтых фрагментов. Эта работа уже не вызывает больших затруднений, тем более все фрагменты опять предварительно раскладываем по форме, соблюдая ряды.


Картина собрана, осталось оформить её в рамку.


Для оформления картины подобрала рамку по размеру. На картон от рамки скольжением переместила картину, сверху положила стекло и закрепила всё в саму рамку. Теперь осталось приготовить место для картины, и она будет украшать квартиру.


Рамка плотно держит картину. Пазлы в своей коллекции котят мы обычно склеиваем скотчем. Существует и специальный клей. Здесь уже вам решат, какой способ вам удобней и доступней.
А вот так пазлы украшают нашу комнату в интернате.

Детские развивающие игры

Сегодня на прилавках магазинов можно встретить невероятное число различных пазлов – составных картинок. Цель данных головоломок – собрать целое изображение из отдельных деталей.

Составные картинки бывают разного уровня сложности, который повышается с возрастом. Все составные картинки можно разделить на 4 вида: картинки-вкладыши, разрезные картинки, кубики с изображениями, пазлы.

Первые три категории уже стали "классикой", а вот пазлы появились в нашей стране не так уж давно, и с каждым годом приобретают всё большую популярность. Причём пазлы собирают с большим удовольствием не только дети, но и взрослые.

Давайте рассмотрим более подробно каждую их перечисленных выше категорий.

Картинки-вкладыши

Картинки-вкладыши необыкновенно эффективны в становлении и развитии у малыша наглядно-образного мышления. Картинки-вкладыши представляют собой различные изображения с вырезанными частями. Задача – найти недостающие кусочки и вложить их на свои места. Например, нужно выстроить ряд разных по размеру слоников.

Самый простой вариант данной игры – когда вырезанный элемент имеет ровные края и изображённый на нём рисунок симметричен, например, круг и изображённое на нем солнышко. После того как ребенок начнёт легко справляться с данным заданием, можно предложить ему картинку с неровными краями.

Следующий по сложности этап, когда ребёнку предлагается картинка с ровными вырезанными краями, но изображение на нём уже не симметрично, например, цыплёнок, изображенный на квадрате. Ребёнку придётся постараться, чтобы вставить цыплёнка правильно, а не вверх ногами.

В дальнейшем можно предложить ребенку вкладыши, в которых вырезанные элементы являются частью образа. Например, геометрический паровозик. Эта игра, созданная по типу рамок-вкладышей, познакомит ребенка с разными геометрическими формами, понятиями величины, цвета, части и целого. Играя с паровозиком, ребёнок развивает внимание, память, речь, логическое мышление, моторику рук, фантазию.

Сначала рассмотрите Паровозик вместе с ребенком. Попросите его назвать детали, которые он знает. Если малыш ещё не говорит, назовите детали сами. Расскажите на доступном уровне, кто управляет паровозом и как он работает. У нашего паровозика многие детали – вынимающиеся вкладыши в виде геометрических фигур: круги, треугольники, прямоугольники, квадраты, трапеции. Выньте фигурки. Рассмотрите их и предложите придумать, на что они похожи. Круги – на Солнце, Луну, тарелку, монетку и т.д.

Большой популярностью у детей пользуются вкладыши с подслоем. Давайте рассмотрим на примере игры "Дом". Эта, более сложная рамка-вкладыш сделана по типу простейшего пазла, состоящего из 10-ти частей. На всей площади основания для вкладышей нарисовано внутреннее устройство дома. Под каждым вкладышем находится какая-нибудь комната: ванная, детская, кухня, под крышей – чердак, а ещё, под облачком, прячется весёлое солнышко, на дереве вьют гнезда птицы, а в конуре возле дома живёт собака.

Покажите малышу, как вкладыши достаются из рамки, называя части дома и объясняя, что под ними находится: "Это крыша, под ней находится чердак, там хранятся старые вещи". Если ребенок уже говорит, поднимая вкладыш, спросите у него: "А кто здесь живет? Как называется эта комната? У нас есть такая?"

После того, как малыш запомнил устройство дома, попробуйте собрать паззл. Сначала выньте одну или несколько частей и попросите "починить дом". Затем попробуйте разобрать дом полностью, чтобы ребёнок собрал его сам. Если ребенок уже освоил связную речь, попросите его придумать историю об обитателях дома. Придумайте: как их зовут, где они работают или учатся, как проводят время.

Необыкновенно полезными для развития Вашего дитя могут оказаться панели с прорезями в форме букв или цифр. Играя, ребёнок быстро запомнит их названия, если Вы, конечно, не поленитесь играть вместе с ним и называть соответствующие буквы и цифры..

Картинки-вкладыши несложно сделать и самим из толстого картона разных цветов. Всё зависит от Вашего желания и фантазии.

Разрезные картинки

Разрезные картинки представляют собой картинки, разрезанные по прямым (в большинстве случаев) линиям. С самыми простыми разрезными картинками (изображён один крупный предмет и поделен на две части) можно начинать заниматься с полутора лет . Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (6, 8, 12 элементов).

Целью этой игры для самых маленьких является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости. В процессе закладываются основы таких качеств, как умение комбинировать, синтезировать целое из деталей; идёт активное развитие речи, эмоциональной сферы, зрительно-двигательной координации и пространственного восприятия.

Ребёнок должен научиться "увидеть" картинку в деталях, удержать её в памяти и повторить самостоятельно, мысленно переворачивая и комбинируя части.

Игра рассчитана на самых маленьких, и если Вы не научите ребенка основам, то малыш может быстро потерять к ней интерес, поэтому на первых этапах, если он не справляется, помогите ему. Соберите картинки сами, расскажите, что на них изображено, задавайте в процессе наводящие вопросы, загадывайте загадки про изображенные предметы: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный - это кто?", "Какого цвета груша? Давай её найдем" и т.д.

Предложите ребенку дособирать почти готовую картинку, добавив самостоятельно одну деталь, потом с каждым разом усложняйте задание: две детали, три; в итоге ребёнок не просто должен самостоятельно составить картинку, но и выбрать из перемешанных частей необходимые. Сопровождайте игру стихами, загадками, предложите ребенку посчитать, сколько на картинке слив, а сколько вишен, используйте уже собранные картинки в качестве наглядного пособия для развития речи и основ устного счёта.

Разрезные картинки Вы можете сделать и самостоятельно. Однако при этом (и при покупке в магазине) вам необходимо обратить внимание на то, что предмет, изображённый на картинках должен быть знаком ребенку и ярким.

Остаётся только добавить, что разрезные картинки просто сделать, наклеив подходящее изображение на картон.

Кубики с изображениями

Кубики - это любимая практически всеми малышами игра. Во время игры развивается наглядно-образное мышление, умение работать по образцу, зрительная память, внимание, логика. Можно начинать занятия с 2-х лет .

С помощью кубиков Вы сможете познакомить ребенка, например, с фруктами. При этом расскажите, где они растут, что из них можно приготовить, добавляя в активный словарь ребёнка новые слова и понятия.

При первых занятиях на дно коробочки обязательно вложите рисунок-образец с изображением фрукта для облегчения работы малышу. Попросите ребенка найти нужную часть кубика и вложить в коробочку. В результате сборки из кубиков выходит рисунок, а Ваш малыш знакомится с понятиями "часть и целое", учится работать по образцу.

Далее можно попросить ребёнка сложить рисунок без использования картинки образца – здесь работают зрительное внимание, память. Собирая рисунок, комментируйте действия ребёнка: поставили кубик верхний правый, теперь нижний левый – развивая умение ориентироваться в пространстве.

Постепенно можно усложнять занятия, предлагая ребёнку собрать картинку из 9-ти кубиков. Предлагая игру, переверните сначала все кубики одной стороной: это поможет ребёнку легче сориентироваться в правилах игры. Затем начинайте усложнять задачу, перевернув один кубик неправильно, в дальнейшем проделайте это с двумя, тремя кубиками, по мере того, как малыш будет справляться с поставленной задачей.

Пазлы

Пазлы необычайно популярны. И в этом нет ничего удивительного! Ведь эта игра развивает воображение, логическое мышление, мелкую мышечную моторику, внимание, целостность восприятия.


От перечисленных выше разрезных картинок пазлы отличаются тем, что имеют сложную кривую линию соединения деталей. Ребёнку, чтобы верно составить картинку, необходимо сопоставить форму одной детали с формами соседних. При этом он должен учитывать, что на них изображено, и получается ли при их соединении цельное изображение.

Начинать собирать пазлы уже можно примерно с 3,5-4 лет , однако здесь ориентироваться нужно на интерес ребёнка и сложность пазлов. Начинать стоит с пазлов, которые включают в себя небольшое число обязательно крупных деталей, иногда выполненных из мягкого материала. Со временем можно усложнять задания, увеличивая количество деталей и уменьшая их размер.

Предметы, изображённые на пазлах, должны быть знакомы ребенку. На первых порах желательно, чтобы это был одно крупное изображение, например, любимый герой мультфильма Вашего малыша.

Собирая пазлы с ребёнком в первый раз, сначала необходимо показать, как собирается картинка. Затем убрать 2-3 детали и сказать ребёнку, к примеру: "Я собрала картинку, но подул сильный ветер и несколько деталек улетело. Давай ты поможешь мне её собрать снова!". С маленькими детьми во время этого занимательного процесса можно придумывать сказку, изучать окружающий мир. Например: "Кто нарисован на этом кусочке? Собачка? А что собачка делает? Сидит", – ну и так далее.

Дети постарше, у которых уже хорошо развито воображение и которые знают правила игры, могут начинать собирать картинку "с чистого листа", имея перед глазами картинку-образец.