Личностью не рождаются личностью становятся аргументы. Сценарий классного часа "Личностью не рождаются, ею становятся"

Содержание: А: 1)Выбранная тема проекта. 2)Актуальность этой темы. 3)Наш проблемный вопрос. Б: 4)Стадии формирования личности. 5)Процесс развития личности. 6)Рассуждения. 7)Удачен ли наш проект? 8)Источники.

Мы выбрали такую тему, как «Личность» , потому что: 1. Нас заинтересовал процесс становления личностью. 2. Человек, как существо мыслящее, задумывается над вопросом «Кто я? »

Актуальна ли тема? Эта тема актуальна была и будет всегда, так каждый человек становится личностью на протяжении своего взросления. Ведь личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.

Личностью не может быть любой, человек может стать личностью, когда у него появляется свое мнение.

Стать личностью – это значит не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.

Существуют определённые стадии становления личностью. 1 -ая стадия(раннее детство, от 1 года до 6 лет), заключает в себе доверие или недоверие к окружающему миру, проявление инициативности, также при помощи окружающих ребёнка людей, в нем формируется личное мнение о себе, также проявляется характер.

2 -ая стадия(детство от 6 лет до 12 лет), присутствуют трудолюбие и целеустремленность, становление личности в этом возрасте напрямую зависит от того, как окружающие воспринимают его успехи. Если его постоянно наказывать и ругать, то у него сформируется чувство неполноценности и конфликтный характер.

3 -яя стадия(юность и начало взросления от 12 до 20 лет), это период полового созревания и особого внимания к своей меняющейся физиологии. Меняется отношение к родителям и учителям. Результат такого поиска себя во многом зависит от признания и поддержки окружающих.

4 -ая стадия(взросление от 20 до 60 лет), Основной альтернативой служит солидарность и интимность или изоляция. Это период становления социальной личности. Это реализация себя во всех жизненных сферах: отношения с друзьями и родителями, воспитание детей, супружество и профессиональный рост.

5 -ая стадия(позднее взросление от 60 лет), Основной альтернативой является интеграция «Я» и целостность или отчаяние и разочарование. Это полное переосмысление собственной жизни.

Процесс развития личности. Основные азы формирования нашей личности. Чтобы по-настоящему познать себя и быть собой, нужно сознательно выбрать процесс развития личности. Существует множество разнообразных видов и вариантов этого процесса: физическое, умственное, эмоциональное, духовное развитие личности человека. Форма этого не столь важна - гораздо важнее наше намерение развиваться. На самом деле не имеет значения идёт ли процесс формирования личности с помощью книг, консультаций, семинаров, аудиозаписей, религии, йоги, занятий со специалистом, техники медитации, духовности, лекций, молитвы, метафизики, видео уроков или комбинации всего этого или чего-то ещё. Каждый из перечисленных методов замечателен и может послужить катализатором нашего самопознания, исцеления, изменения и в итоге - формирования и развития личности. Мы слишком часто зацикливаемся на форме нашего развития, пытаемся найти правильный способ "расти". На самом же деле метод не так уж и важен. Важно наше стремление к процессу развития, которое будет постоянно изменяться на протяжении всей жизни, как будут меняться и технологии самосовершенствования, которые мы решим использовать. Для формирования и развития личности человека

Развитие личности – это процесс качественных психологических, личностных изменений и в то же время результат этих изменений. Направленность личности и определяется её склонностями, интересами, идеалами, приоритетами. Мы считаем, что личность формируется в обществе и мы отрицаем убеждение представителей биологизаторской теории о том, что человек рождается сформировавшейся личностью, и если гены родителей тяготеют к нейтральной стороне, то он обязательно станет преступником, а если наоборот, то его будущее должно оказать ему все блага. Конечно же, в это трудно поверить, поэтому давайте разберемся в непосредственном влиянии общества на развитие личности.

Человек рождается и растет под влиянием общества, окружающих его людей. Именно общество может сломать личность или сделать ее сильнее. Кто-то из классиков говорил: «то, что не убивает – делает нас сильнее» . Мы считаем, что формирование нашей личности в большей части происходит в детстве и подростковом возрасте.

Сперва, мы начинаем знакомится с нашим обществом еще в детском саду. В нашей жизни появляется возможность общения с этим обществом, возможность анализировать и возможность проявлять себя в этом обществе. Дальше мы переходим в школу. Там мы становимся самостоятельными, у нас появляется собственное мнение, но при этом мы сталкиваемся с более сложными проблемами. В этот период жизни происходит основное формирование нашей личности.

А потом мы переходим во взрослую жизнь, окончательно перестаем быть зависимыми от родителей(в большинстве случаев). У нас появляются свои цели в жизни, мы заявляем о себе, у нас становится больше ответственности и мы пытаемся установить наше общество.

Наше исследование удалось, потому что оно нам дало много новой информации о становлении личности, например -Создавая этот проект, мы узнали намного больше о становлении личности. -Мы удостоверились, что на некую часть наша личность уже сформирована. -А так же, мы узнали, что некоторым людям в нашем окружении будет сложно стать полноценной личностью.

В нашем исследовании нам больше всего помогали разные статьи из интернета и наши собственные размышления. Примеры источников: -http: //www. oznob. com/stanovljenije-lichnosti/ -http: //growlider. ru/2011/11/razvitie-lichnosti-v-obshhestve/ А так же учебник обществознания, помощь старших и собственные наблюдения.

4 из 6
Оценка эксперта внизу

"Личностью не рождаются, личностью становятся", - писал Н. Леонтьев.

Смысл данного высказывания заключается в том, что личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека.

Я полностью согласна с мнением известного деятеля и в доказательство этому приведу ряд аргументов.

Что же такое личность? Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств.

Данное понятие неразрывно связано с социализацией. Социализация -это осуществляющийся на протяжении всей жизни процесс формирования личности, развития социально значимых качеств человека. Важными составляющими этого процесса являются агенты социализации - люди и учреждения, обеспечивающие обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Такими агентами могут быть семья, государство, трудовой коллектив, система образования, средства массовой информации и другие.

Многие произведения литературы затрагивают тему развития личности. Например, в романе Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" можно наблюдать процесс социализации главного героя Петра Андреевича Гринёва. Вспомним фрагмент, где молодой человек рассказывает о своей семье -агенте социализации. Он благодарен родителям за то, что они активно принимали участие в формировании его характера и развивали в нём доброту, трудолюбие, честность и целеустремлённость. Эти социально значимые качества очень помогли герою на службе. В романе мы узнаем, как Пётр Гринёв проходит большой путь от избалованного и легкомысленного парня до сильного и мудрого мужчины. Следовательно, личностью не рождаются, а становятся.

Другой пример приведу из личного опыта. В малоимущей семье К. родители воспитывали сына должным образом, старались дать ему хорошее образование и обеспечить все его интересы. Через некоторое время после окончания школы и института он стал директором фирмы. Теперь сын полностью обеспечивает пожилых родителей. Ведь именно они помогли сформировать его личность, развить социально значимые качества, благодаря чему он состоялся в жизни.

Таким образом, формирование личности происходит в ходе социализации. Этот процесс длится всю жизнь, поэтому человек становится личностью постепенно, а не с рождения.

Обновлено: 2017-07-20

Оценка эксперта:

По критериям оценивания задания №29. Демоверсия 2020г

29.1 Смысл высказывания раскрыт – (1балл)

29.2 Теоретическое содержание раскрыто частично. (1 балл)

Правильно раскрыты понятия социализация, личность; названы личностные качества: моральные и культурные нормы, ценности, социальные роли; раскрыто понимания такого явления как агенты социализации, без называния термина

Надо было: 1. Раскрыть процесс социализации: развитие природных задатков - через общение, деятельность, воспитание - в способности; 2.Назвать результаты социализации в зависимости от качества социальных агентов: формирование личности социально зрелой, инфантильной, асоциальной…3. Показать, что социально зрелой личность становится на этапе, когда из объекта социализации превращается в субъект и активно работает над собой.

29.3 Корректность использования понятий, рассуждений (наличие или отсутствие ошибок) (1 балл)

Теоретические положения приведены в связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод

29.4 Фактические аргументы – (1 балл) (не менее 2-х корректных фактов/примеров; примеры должны быть из разных источников: 1. из общественной жизни современного общества; 2. из личного социального опыта, в т.ч. литературных произведений; 3. из истории)

Фактические аргументы приведены корректно, но из источников, которые засчитываются как один: литература и жизненный опыт.

Основание: Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т.п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования. (см. критерии оценивания зад.№29 по демоверсии ЕГЭ 2020г.)

Можно было : пример из СМИ (общественной жизни современного общества). Из СМИ я узнала о такой статистике. Около 85% подростков становятся на путь правонарушений именно вследствие отсутствия должного контроля со стороны родителей и антивоспитания, а уровень преступности несовершеннолетних, полностью лишившихся родительского попечения, в 8 - 10 раз выше, чем среди всего контингента несовершеннолетних.

Данным высказыванием А. Н. Леонтьев хотел сказать, что для того, чтобы стать личностью, человек должен пройти долгий путь социализации, поиска себя. То есть основной идеей автора является мысль о том, что, появившись на свет, человек является лишь индивидом, а в течение жизни, сталкиваясь с трудностями, взаимодействуя с людьми, приобретает необходимые навыки и умения, становится личностью.

Так, появившись на свет, ребёнок является лишь индивидом - единичным представителем человеческого рода, конкретным носителем биологических и социальных черт. То есть без навыка взаимодействия с обществом человек является лишь одним из многих людей, не обладает особыми качествами. В процессе жизни человек проходит процесс социализации - процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Помогают индивиду пройти этот процесс различные агенты социализации. Важно отметить, что социализация делится на первичную, то есть раннюю, начальную, которую осуществляют друзья и семья, и вторичную, в которой агентами социализации являются школа, университет. Следовательно, чтобы стать личностью - человеком, обладающим совокупностью социально значимых качеств, которые он реализует в общественной жизни, каждому человеку необходимо влияние общества. Важно подчеркнуть, что социализации индивида способствуют различные общественные элементы и структуры. Так, на индивида влияние могут оказывать, например, СМИ, образование, государственная политика, социальное окружение. Таким образом, для того чтобы стать личностью, каждый человек должен пройти путь социализации, лишь в этом случае индивид становится полезен для общества, обретает качества личности, такие как трудолюбие, ответственность, честность, милосердие.

С мнением А. Н. Леонтьева трудно не согласиться, ведь в самом деле невозможно от рождения обладать социально значимыми качествами, потому что они развиваются в человеке лишь при взаимодействии с обществом, то есть в процессе социализации. Обратимся к такому источнику СМИ, как программа «вести» по телеканалу «Россия». При просмотре новостей мне стала известна история пятилетней девочки Любы. Любу нашли в одной из московских квартир, которая была полностью завалена мусором, в некоторых местах можно было провалиться в мусор по пояс, в квартире не было базовых удобств, таких как туалет, душ и кровать. Девочка была без одежды. Впоследствии оказалось, что в пять лет девочка не умеет разговаривать, она боится людей, с осторожностью нюхает еду, в целом, демонстрирует поведение подобное поведению животного. Данный пример показывает, что из-за того, что девочка не получила необходимые навыки социализации, не научилась взаимодействовать с людьми и с окружающей средой, она в достаточно сознательном возрасте всё ещё оставалась индивидом, то есть лишь представителем человеческого рода, не умеющим общаться и выполнять действия, присущие личности.

Другим примером является ситуация, рассмотренная в школьном курсе литературы. На уроке я узнала биографию М. В. Ломоносова. Уже с раннего возраста Ломоносов получал со стороны семьи необходимую первичную социализацию индивида, он выходил с отцом в море, тем самым закаляя свой характер и обретая навыки общения с отцом. Уже в 14 лет Михаил Ломоносов умел читать и писать на уровне взрослого человека. Благодаря стремлению к знаниям в 19 лет юноша пешком идёт в Москву, где ему предоставляется возможность обучаться. Благодаря развитым качествам личности, таким как упорство и трудолюбие, Ломоносов за 5 лет смог пройти весь курс 12-летнего обучения. Всю жизнь Ломоносов изучал множество наук, имел успех в огромном количестве различных дисциплин, во всем был в числе лучших учеников. Данный пример демонстрирует то, что Ломоносов смог стать личностью лишь в процессе социализации. Родившись обычным мальчиком, индивидом, представителем человеческого рода, Михаил Ломоносов смог с помощью социализации стать личностью, значимость которой люди понимают до сих пор.

Таким образом, приведённые аргументы показывают, что человек не может стать личностью от рождения, без социально значимых качеств человек является лишь индивидом, не имеющем ценности в обществе, а в процессе социализации получает необходимые знания и умения и становится личностью, что доказывает правоту суждение А. Н. Леонтьева.

Самоисследование - ключ к высшему Я. Понимание себя. Пинт Александр Александрович

Личностью не рождаются, а становятся

Человеческие существа имеют большую способность к размножению и выживаемость. Многие виды животных и растений не смогли выжить в изменяющихся условиях жизни на Земле или смогли выжить только в определенных местах, где существуют необходимые для них условия. Человек же выживает в самых разных обстоятельствах и условиях. Это одна из отличительных особенностей вида - возможность приспосабливаться и выживать при изменении условий, причем не только физических, но и психологических.

При этом какому-то отдельно взятому человеку условия жизни других людей могут показаться кошмарными и невыносимыми. Он говорит, что лучше и не жить вовсе, чем жить в таких условиях. Если же он поговорит с этими другими людьми, то может выяснить, что их вполне устраивает то, как они живут, они привыкли и в принципе менять ничего не хотят. Человек может приспособиться к чему угодно. Мне кажется, что нет ничего, к чему бы человек не мог приспособиться. То есть особенность вида заключается в том, что он очень выживаем. Но это жизнь в аду. Это адова жизнь, если посмотреть непредвзято.

Да, человек привыкает к чему угодно - и на войне, и в тюрьме, в самых невыносимых и безумных условиях он все равно находит свои удовольствия и печали. При этом он говорит, что так оно и должно быть, что никак по-другому оно и не может быть. Человек привыкает к чему угодно, но если посмотреть непредвзято на то, как живут люди, то разве такая жизнь достойна высшего существа? И тогда возникает вопрос: кто же создал таких существ и обрек их на такую жизнь? Если человек - это высшее существо, то разве так оно должно жить? Или человек выполняет какую-то совершенно другую роль? А его потрясающая выживаемость, приспособляемость, нежелание осознанно менять себя необходимы кому-то для каких-то целей? Ведь если бы этих кого-то это не устраивало, то данный вид не развивался бы так интенсивно. Значит, это устраивает их по каким-то причинам. Но устраивает ли это самого человека?

Если мы посмотрим непредвзято, то увидим, что большинство людей не хотят ничего другого. Да, многие скажут, что вокруг немало ужасного, плохого, но очень мало кто готов к действительно серьезным изменениям своей жизни. Не просто разговорам, а действиям. Так что же это за вид? Что же это такое - человек? Может быть, это только возможность человека? Может быть, это просто возможность для того, чтобы действительно стать человеком? Как из куколки рождается бабочка, так, может быть, из того, что называется сейчас «человек», рождается действительно Человек? Может быть, каждый из нас имеет возможность стать Человеком, но не использует ее, считая, что уже им является? Но тогда что же такое есть сейчас человек?

Что мы имеем? Во-первых, тело. Тело дает возможность находиться в материальном мире: передвигаться, делать что-то, видеть, слышать, чувствовать хотя бы то, что связано непосредственно с этим материальным миром. Но что же находится в теле, что управляет им? Что скажут по этому поводу, например, психологи? Психологи будут говорить о личности, ее формировании, особенностях, характеристиках, факторах, влияющих на нее. Они приведут множество определений личности и способов ее описания. Множество всяких классификаций, которые описывают то, что находится в теле, то есть личность.

А что такое личность? Говорят, что личностью надо еще стать. Подростку говорят: "Ты еще не личность, но можешь стать ею". Есть определенные представления о том, что такое настоящая личность. Есть, например, представления о том, что такое настоящая личность мужчины, настоящая личность женщины. Именно на них и ориентируются при воспитании. Само воспитание и является формированием этих личностных черт, особенностей характера. Так, что же формируется в теле: человек или личность? На мой взгляд, это очень существенный вопрос. Как видите, я не считаю само собой разумеющимся то, что личность и есть человек. Я предполагаю, что человек - это что-то совсем другое. Поэтому я и спрашиваю: а что же воспитывают в ребенке? И мне представляется, что воспитывается именно личность. Личность как набор определенных представлений, привычек, верований, черт и особенностей, которые позволяют в этом теле сформироваться чему-то, что является личностью, а затем этой личности войти в социальную среду.

Стране нужны работники и солдаты. Таким образом, ребенок становится еще одним работником или солдатом общества. Так, кто же воспитывает ребенка: родители или общество? У меня есть такой вопрос. Кому же принадлежит ребенок? Кажется, что родителям, но именно через родителей воспитывается и прививается то, что необходимо обществу. Родители уже являются членами общества. Теперь у них уже появилось некое тело, в котором нужно воспитать, создать личность, которая станет еще одним членом общества. Так, кому же принадлежит эта личность: родителям или обществу? И следующий вопрос: а кому принадлежат родители? Кто-то может сказать, что никому не принадлежат. Но если посмотреть непредвзято, то мы увидим, что все то, что большинством обычно называется человеком, является личностью, а личность - это некое сочетание того, что задано обществом. Там нет ничего, кроме того, что есть в обществе. Это определенный фрагмент общества, который называется личностью. Так, что же такое человек? Что же такое личность? Хочет ли личность стать человеком?

- Я согласна с тем, что вы говорите. То, что я предполагала, теперь еще яснее видится. Мне кажется, что в человеке есть еще что-то такое бунтующее. Личность со своими убеждениями, представлениями настолько закостенела, что у нее нет возможности саму себя изменить. Но вот в теле, скажем так, человека, в его структуре есть еще что-то такое, что периодически все-таки восстает.

Можно назвать это Зов? Или ответ на зов?

- Это что-то стучащееся, желающее пробиться, несогласное с тем, что имеется.

Из книги Ваш персональный психолог. 44 практических совета на все случаи жизни автора Шабшин Илья

Где рождаются страхи? Чего я боюсь? Почему я боюсь именно вот этого (незнакомых людей, хирурга, одиночества, критики, замкнутого пространства, болезни и т. д.)? Происхождение наших страхов – разное.Иногда обнаружить корни страха получается легко – когда схожий негативный

Из книги СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ.ВЗГЛЯД НА ПСИХОТЕРАПИЮ автора Роджерс Карл Р.

ЧТО ЗНАЧИТ "СТАНОВИТЬСЯ ЛИЧНОСТЬЮ" Эта глава впервые была представлена в виде конспекта выступления на встрече в Оберлинском колледже в 1954 году. Я пытался объединить в более законченной и четкой форме некоторые вызревавшие во мне понятия психотерапии. Позже материал был

Из книги Вступая в жизнь: Сборник автора Автор неизвестен

КОММУНИСТАМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ Владимир Ильич Ленин как-то спросил знакомого мальчугана: «Не правда ли, ты вырастешь хорошим коммунистом?» Эти слова обращены к советским ребятам всегда.Для тебя приближается пора прощания с пионерским детством. Нынешнее поколение пионеров

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Наркоманами рождаются Наркоманами рождаются, утверждают ученые. Но это, оказывается, можно исправить, считают врачи.Вольно или невольно, но многое в нашей жизни мы связываем с материальными приоритетами.«Как я выгляжу? Как одет? Сколько зарабатываю? Какую должность

Из книги Брак и его альтернативы [Позитивная психология семейных отношений] автора Роджерс Карл Р.

«Как ты стала личностью?» Я. Да, это действительно интересно. Теперь бы я хотел вернуться к другому вопросу. Как ты сама сказала, до того как у тебя развилось психическое расстройство, ты была человеком, созданным другими людьми. Ты упомянула, что прошла психотерапию.

Из книги Игры, в которые играет "Мы". Основы психологии поведения: теория и типология автора

Игровое взаимодействие с личностью Личность представляет собой сложное психологическое образование. Как совокупность общественных, социальных отношений она находится между человеком и обществом, а значит, принадлежит, как минимум, в равной степени человеку и обществу.

автора Дуэк Кэрол

Переговорщиками рождаются или становятся? Умение вести переговоры - одно из ключевых качеств, которыми должен обладать каждый занимающийся бизнесом, чтобы преуспевать. Очень трудно представить себе, как может процветать компания, если люди, стоящие у ее руля, не владеют

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Корпоративные тренинги: менеджерами рождаются или становятся? Каждый год на попытки научить лидеров и менеджеров руководить своими служащими и налаживать с ними эффективную обратную связь тратятся миллионы долларов и тысячи часов рабочего времени. Тем не менее

Из книги Гибкое сознание [Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей] автора Дуэк Кэрол

Лидерами рождаются или становятся? В интервью, взятых Уорреном Беннисом у величайших лидеров нашего времени, «все они единогласно утверждали: лидерами становятся, а не рождаются, причем по большей части благодаря собственным усилиям, нежели каким-то внешним силам»294. Сам

Из книги Энкоды: Как договориться с кем угодно и о чем угодно автора Ходорыч Алексей

Из книги Преображение. Путевые заметки автора Калинаускас Игорь Николаевич

ПУТЕШЕСТВеННИКАМИ не рождаются Тормоза для личности У некоторых ослабление уровня социального торможения принимает формы экзотические. У них возникает интерес к чему-то потустороннему, мистическому, символическому. И вот эти некоторые, которые ищут разрядку не

Из книги Убеждение [Уверенное выступление в любой ситуации] автора Трейси Брайан

Из книги Искусство торговли по методу Сильва автора Бернд Эд

Из книги Духи в зеркале психологии автора Лебедев Владимир Иванович

Как рождаются духи Вера в сверхъестественные существа, духов не могла бы иметь такую длительную историю, вплоть до наших дней, если бы не свидетельства людей, «видевших» духов. Давайте, читатель, в этой главе попробуем разобраться в вопросе, как возникают подобные

автора Самсонова Елена

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Личностью не рождаются
познавательный час с воспитанниками 8 класса
Цель:
познакомить воспитанников с понятиями «личность», «индивидуальность»;
показать неповторимость, уникальность личности;
дать представление о путях формирования личности.
Ход занятия
Вступление
Сегодня на нашей беседе мы с вами поговорим о человеке. Ещё в древности людиговорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Знаменитый философ Диоген 2 500 лет назад расхаживал с фонарём по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, полны людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами и торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность. Попробуем отыскать её и мы. Сегодня мы узнаем, каким же образом становятся личностями, может быть, ими рождаются? Тема нашего занятия так и называется «Личностями не рождаются».
Повторение- Ребята, о чём шла речь на прошлом занятии?
- С какими профессиями вы познакомились?
Личность и её формирование
О каждом из нас можно сказать многое, но прежде всего каждый – это личность, то есть человек, наделённый особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определённое место среди людей. Понятие слова «личность» в разных источниках трактуется по-разному. Внимание на экран.
Личность – человек, как носитель каких-нибудь свойств. (С.И. Ожегов, толковый словарь русского языка);
Личность – лицо, самостоятельное, отдельное существо. (В.И. Даль, толковый словарь)
Личность – человек, как субъект отношений и сознательной деятельности, член общества. (Большой энциклопедический словарь)
Личностью не рождаются, а становятся постепенно. Развитие личности – это довольно медленный процесс. Чтобы стать личностью, человек должен постоянно находиться в обществе, вступать с ним в те или иные отношения.
Основными институтами становления личности являются: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Такие институты представляют собой общность людей, в которых протекает процесс становления личности или другими словами социализации человека.
У каждого из этих институтов своя миссия, свои функции, свои нелёгкие задачи.
- Какой, на ваш взгляд, из перечисленных институтов играет особо важную роль в социализации личности?
1. Бесспорно, особо важную роль в становлении личности, играет семья, та первичная малая группа, в которой живёт и воспитывается человек с момента рождения.
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остаётся комнатным растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства.
Вам даны до вашего рожденияСила, стойкость, жизненность растения.
С.Я. Маршак
- Прочитайте стихотворение С.Я Маршака. Как вы его понимаете?
В первый период жизни ребёнка он взаимодействует с обществом только через семью. Профессия родителей, их культурный уровень и общественные связи определяют социальный статус ребёнка и дают ему чувство социальной принадлежности. Родительские любовь и забота, психологическая зависимость ребёнка от родителей создают в раннем возрасте оптимальные условия для передачи и усвоения знаний и навыков.
При достаточной культуре семьи воспитание в ней может быть целенаправленным, соответствующим склонностям и задаткам каждого ребёнка.
В семье ребёнок знакомится со всеми возможными типами человеческих взаимоотношений, приобретает опыт сотрудничества и разрешения конфликтов. Здесь у него есть своя роль, свои обязанности в её хозяйственной жизни. Взаимодействуя с взрослыми, участвуя в досуге семьи, у ребёнка развивается способность к общению.
- Подумайте, каким образом происходит социализация личности в современной российской семье?
- Всё ли так благополучно и безоблачно, как хотелось бы нам?
Современная российская семья испытывает влияние целого ряда неблагоприятных факторов, не способствующих развитию личности:
отсутствие в семье одного из родителей,
жизнь на почти символическое социальное пособие,
безработица,
задержки с выплатой заработной платы,
отсутствие в повседневной жизни самого необходимого для нормальной жизнедеятельности.
В этих условиях, по моему мнению, может произойти одно из двух – либо формирующаяся личность созреет для решительных шагов, чтобы навсегда покончить с полунищенским состоянием, либо ещё в детстве смирится с полунищенским существованием и уже никогда не захочет и не сможет добиться успехов в чём-либо.
Жизнь, однако, полна примеров того, как откуда-нибудь из далёкой глубинки, вопреки неблагоприятным условиям существования, пробивался самородок, добивавшийся больших высот в сфере профессиональной, чаще – художественно-творческой деятельности.
Василий Шукшин, Валерий Золотухин, Александр Панкратов-Чёрный, братья Юрий и Виталий Соломины – все они родом из малоизвестных российских деревень, из простых крестьянских семей.
Но сколько одарённых, талантливых юношей и девушек не сумели или не могли «выбиться в люди» только потому, что родились и выросли в неблагополучных семьях.
2. Другой сферой развития личности является образовательная система, включающая общеобразовательную школу, среднее и высшее профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования и др.
Как отмечают учёные, образование имеет целью передачу социально необходимых и профессиональных знаний. Предъявляя ко всем единые требования, образовательная система добивается минимума знаний от каждого учащегося.
3. С ранних лет перед детьми и подростками, а позднее – студентами, военнослужащими срочной службы, молодыми рабочими самых разных профессий открывается ещё одна возмсожность целенаправленного формирования и развития личности. Речь идёт о включении молодёжи в систему социально-культурной деятельности.
Социально-культурная сфера – это среда, находясь в которой дети, подростки, юноши и девушки приобретают возможность компенсировать то, чего по тем, или иным причинам не в состоянии дать ни семья, ни общеобразовательная школа или даже высшая школа, ни средства массовой информации с их многолетним охватом населения.
В социально-культурной сфере молодой человек не только выслушивает чьи-то назидания, не только наблюдает за поведением людей в реальном и/или в виртуальном мире, но имеет возможность общаться на равных со сверстниками и старшими по возрасту, а главное – включается в социально-полезную деятельность.
Досуговые занятия, именуемые в системе социально-культурной сфере как любительские, издавна способствовали обогащению личности, создавали предпосылки для развития разнообразных талантов, позволяли любителям (непрофессионалам) делать удивительные открытия в науке и технике.
Человеком-легендой справедливо считается голландский суконщик Антони ван Левенгук, который с помощью им же сконструированных микроскопов открыл капиллярное кровообращение и впервые зарисовал амёб, жгутиковых и инфузорий.
Трудно переоценить вклад любителей в развитие техники. Живописец Морзе изобрёл телеграфный аппарат. Часовщик Джеймс Уатт – паровую машину. Парикмахер Архрай сконструировал первую механическую прялку.
Итак, занятия любительские, а в современных условиях – включены в систему социально-культурной деятельности для нашего юного современника – это благо.
Уникальность и неповторимость личности
На Земле нет другого человека, подобного нам, каждый человек неповторим. Каждый из нас – строитель собственной личности. Любой человек способен на многое, если вовремя сумеет заглянуть в себя и увидеть то малое, которое может перерасти в нечто большее и значительное.
Упражнение «Никто из вас не знает, что я …»
- Каждый из вас, ребята, должен закончить фразу: «Никто из вас не знает, что я …». Сообщение должно содержать информацию, которую действительно никто не знает, например: «Никто из вас не знает, что я отлично разбираюсь в машинах» или совершил какой-то добрый поступок.
Мы с вами убедились, что человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Но эту неповторимость и уникальность не следует скрывать, не надо бояться её проявлять, не надо бояться иметь своё мнение.
Упражнение «Индивидуальность и личность»
На листочках, ребята, напишите своё имя. А напротив имени напишите качества, присущие только вам, которые начинаются с букв, имеющихся в вашем имени. (Например, ВАДИМ – вежливый, активный, добрый, интересующийся, мягкий).
- Зачитайте свои записи.
- У кого качества совпали?
- Как вы думает, почему у большинства из вас качества записаны разные?

ВЫВОД: Люди отличаются друг от друга по своим внутренним и внешним свойствам и качествам, они проявляются в своеобразии личности.
Итог занятия
Закончить наше занятие я бы хотела притчей.
Мудрец поселился на вершине горы. Все к нему приходили, и всем он помогал советом. Но одному человеку стало завидно. И он сказал: «Я всем докажу, что никакой он не мудрец. Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня в руке. Если он скажет: «Бабочка» - я спрошу: «Живая она или нет?». Если он скажет: «Живая», - я сожму ладонь и убью бабочку, а если он скажет – мертвая – разожму ладонь, и она улетит. Пришли к мудрецу. Завистник спрашивает: «Что у меня в ладони?». «Бабочка» - отвечает мудрец. «А живая она или мертвая?» - спросил завистник. Мудрец прищурился и ответил: «Сожмешь ладонь – будет мертвой, а не сожмешь – останется живой. Все в твоих руках».
Личностью не рождаются – личностью становятся. Так вот, ребята, какой вы станете личностью, зависит только от вас самих.
- Кто мне скажет, что же такое личность?
Личность – целостная психическая организация человека, объединяющая в себе проявления способностей, характера и темперамента, а также идеалов, убеждений и ценностей.
- В чём состоит индивидуальность и неповторимость личности?