Современные проблемы науки и образования. Поддержка инициативы у дошкольников в изобразительной деятельности

которые питает источник творческой мысли.

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, а способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

Согласно пункту 2.4 ФГОС ДО, образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности .

По данным ученых (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев), изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и творческих способностей детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей.

Развивать творческую способность и инициативность дошкольников нужно с раннего возраста, когда они самостоятельно берутся за карандаши и краски. Успешное развитие детского изобразительного творчества зависит от целого ряда условий. Главное из них – целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется воображение; обучение изобразительным умениям и навыкам; умение педагогов и родителей «читать» рисунки детей и их оценивать. Для развития детского творчества и овладения детьми изобразительной деятельностью нужно учитывать интересы детей, использовать разнообразные формы организации (индивидуальные и коллективные) и темы занятий. Очень важно создание доброжелательной обстановки на занятиях .

Занятия по рисованию, лепке и аппликации являются частью многогранной работы детского сада, поэтому изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всеми сторонами образовательной (музыкальные занятия, знакомство с окружающим миром, игры, чтение книг и др.) и воспитательной деятельностью, в процессе которой дошкольники получают разнообразные знания и впечатления. Для изображения важно выбирать самые яркие явления из жизни дошкольников, чтобы предлагаемая тема была им знакома, вызывала интерес, положительный эмоциональный настрой, желание лепить, рисовать, вырезать или наклеивать.

Особое значение имеет взаимосвязь изобразительной деятельности с игровой. Эта взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая есть между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой изобразительной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения (часто, нарисовав или вылепив предмет, дети начинают играть с ним). Исходя из этого положения, целесообразно использовать различные формы связи с игрой: предлагать дошкольникам создавать продукты творчества, которые затем могут быть использованы в игре, вводить в занятие игровые ситуации, игровые приемы обучения, предлагать дошкольникам отражать в своих работах образы детских игр .

На занятиях лучше не использовать образец воспитателя, так как дети не будут проявлять самостоятельность, а просто копируют с образца. Важно дать детям самостоятельно решать детали. Можно показать несколько приемов решения одной задачи, а дети должны проявить инициативу при выборе подходящей для своего решения темы. Особенно интересно и познавательно для детей любого возраста будет использование нетрадиционных материалов и техник. А для этого необходимо дать ребенку практические умения и навыки и еще предоставлять ему право проявлять самостоятельность, ведь они очень любят экспериментировать, создавать что-то новое и уникальное по-своему. И ни в каком случае нельзя критиковать работу ребенка.

Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества, т.е. состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.

1

Проведен теоретический анализ понятий «творческая инициатива младшего школьника» и «художественно-практическая деятельность». Показано, что творческая инициатива в младшем школьном возрасте имеет свою специфику (ребенок может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, имеет творческое отношение к деятельности и познавательную активность, но главное – готов к выдвижению нестандартных идей) и формируется в различных культурных практиках, в том числе и художественно-практической деятельности. Художественно-практическая деятельность младшего школьника раскрывается как совокупность или отдельные самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Этот вид деятельности выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и направлен на результат. Обосновано, что средствами формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности являются создание педагогических ситуаций, требующих нестандартного решения (они могут быть связаны с изменением структуры урока, сменой или заменой художественных материалов, выбором места проведения занятия и др.); использование педагогических методов, приемов, техник, активизирующих творческое мышление и воображение (творческий подход к формулировке заданий, методы развития креативного мышления – аналогии, синектика, др.; работа нетрадиционными изобразительными материалами); вариативность видов художественно-практической деятельности (по видам искусства, по принципу интеграции искусств, по типам заданий и др.); опора на личный опыт ребенка. Раскрыты педагогические условия, влияющие на процесс формирования творческой инициативы младшего школьника: вариативность организации занятия; опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной художественно-практической деятельности; индивидуальный подход к ребенку.

младший школьник

художественно-практическая деятельность

художественная деятельность

творческая инициатива

творчество

инициативность

инициатива

1. Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 112 с.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография. – М.: Педагогика, 1972. – 288 с.

3. Зебзеева В.А., Русакова Т.Г. Проектирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие для факультетов дошкольного и начального образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.

4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Изд. Питер, 2009. – 368 с.

5. Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов. – М.: ПИ РАО, 2003. – 152 с.

6. Крылова Н.Б. Личность в социокультурном измерении: история и современность. – М.: «Индрик», 2007.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. – М., 2006.

8. Русакова Т.Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. - №2(29), февраль 2014. – www.grani.vspu.ru.

С раннего детства ребенок участвует в различных видах художественной деятельности - с интересом рассматривает иллюстрации к сказкам, воплощает свои замыслы в рисунках, фантазирует. Б. Теплов, исследуя основные виды художественной деятельности (восприятие, исполнительство, импровизацию) указывал на односторонний подход в процессе обучения детей художественному творчеству [по: 6, с.7]. Эта ситуация в последнее время изменилась - деятельность младших школьников довольно часто организуется с учетом взаимодействия разных видов искусства - изобразительного, литературного, музыкального. В результате у ребенка накапливается более обширный опыт восприятия искусства и собственного творчества, в том числе и с использованием механизмов синестезии. В изобразительном творчестве опыт восприятия воплощается в процессе изучения творчества художников, рассматривания и обсуждения их творческих произведений. К первоначальным исполнительским действиям относится опыт накопления практических знаний и умений различных технологических приемов графических и живописных материалов. Опыт импровизации воплощается в процессе создания творческой композиции. Развитие этого вида опыта в онтогенезе обусловлено процессом целенаправленного формирования творческой инициативы.

В связи с этим одной их важнейших задач педагога является оптимальный выбоp педагогических средств, методов, условий формирования творческой инициативы ребенка в сензитивном для изобразительного искусства возрасте - младшем школьном - творческой инициативы в доступной и актуальной художественно-творческой деятельности.

Цель исследования . Целью исследования является теоретическое обоснование проблемы формирования у детей младшего школьного возраста творческой инициативы в процессе художественно-практической деятельности.

Задачи исследования . Задачи исследования заключаются в выделении эффективных педагогических средств и условий формирования творческой инициативы младших школьников в процессе художественно-практической деятельности.

Материал и методы исследования. В исследовании использовались общенаучные методы познания - формально логический, анализ, синтез, сравнение, обобщение; конкретнонаучные методы - наблюдение, анализ документов и объектов образовательного процесса.

Применительно к процессу обучения творчество представляется как форма деятельности. Ребенок, познавая мир, осваивает множество разных видов деятельности, количество и разнообразие которых можно соотнести только с его потребностями и видами его практики. Практика - область социальной деятельности человека, отличная от теоретической деятельности. Практика включает виды деятельности, направленные на решение конкретных жизненных практических задач при помощи реальных действий с материальными предметами [по: 2, с.307]. Н.Б. Крылова особое внимание уделяет культурным практикам ребенка, которые обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы, в- и вне школы . Под «культурными практиками» автор понимает виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта ребенка, складывающегося с первых дней его жизни, и относит всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий.

Одним из видов практической деятельности человека, активно осваиваемых в детском возрасте, является художественная. Художественной называется деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. В исследованиях речь идет о разных аспектах художественной деятельности:

  • это деятельность, которая интегрирует познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую деятельности на основе эстетического компонента и обусловлена потребностью обособить эстетическоеотношение от других человеческих отношений и видов деятельности;
  • самостоятельноеэстетическое творчество в области различных видов искусства;
  • это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, на-правленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённо-сти ребёнка посредством искусства ;
  • особый вид человеческой активности, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей, она направлена на «обработку», оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека, и на самого человека .

Художественную деятельность условно можно разделить на теоретическую и практическую. К художественно-теоретической мы относим такие специфические виды деятельности как художественное восприятие и художественное общение. Результатами такого вида деятельности является приращение индивидом личностных смыслов, заложенных в произведении искусства .

Художественно-практическая деятельность - это самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Художественно-практическая деятельность выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и, возможно, план действий, и направлена на создание некоего художественного продукта. Художественно-теоретическая деятельность может инициироваться как взрослым, так и самим ребенком. В силу сензитивности ребенка младшего школьного возраста к изобразительному искусству, инициатором художественно-практической деятельности чаще всего выступает сам ребенок.

Инициатива (от франц. initiative, от лат. - initium - начало) - почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, это важнейший показатель развития ребенка. Стремление к новым формам деятельности формирует у ребенка инициативность. Такой ребенок любознателен, он сам организует игры, соответствующие собственному желанию, умеет общаться.

Среди ученых нет единого мнения о том, что следует понимать под словом «инициативность». Е.П. Ильин рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности ; для других психологов инициативность - это прежде всего характеристика личности человека, его поведения и деятельности, обеспечивающая способность действовать по внутреннему побуждению; педагоги под инициативностью понимают качество личности обучающегося, способствующее тому, чтобы усилия были направлены на удовлетворение познавательных интересов и потребностей.

Первые проявления инициативности присутствуют уже в поведении ребенка дошкольного возраста. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов предложили карту развития, основанную на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности . Нормативная часть карты отражает становление инициативности ребенка в разных видах деятельности, психологический фон развития, который отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника, авторы идеи предлагают фиксировать во второй части карты. Для нас интерес в данной карте развития представили четыре сферы инициативы: творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная; познавательная. Каждую из этих сфер авторы предлагают оценивать, предлагая ребенку конкретный вид культурной практики - познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность или сюжетную игру. Наблюдение за поведением ребенка позволит оценить его инициативность: инициативный ребенок будет реализовывать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность .

Инициативный младший школьник - это ребенок, который может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, проявляет творческое отношение к деятельности.

Творческая инициатива отличается от инициативности направленностью получение нового продукта деятельности. От уровня развития творческой инициативы, включающей произвольность деятельности и поведения, широту ориентировки ребенка в окружающем мире и его общую осведомленность зависит развитие творчества. Для развития творческой инициативы ребенка младшего школьного возраста необходимо создать условия, где одной из ведущих будет художественно-творческая деятельность. Такая деятельность развивает самостоятельность, активность, позволяет закреплять приобретенные на занятиях художественные знания, умения, навыки. Художественно-практическая деятельность вызывает яркие впечатления, повлиявшие на воображение, эмоции ребенка, снимает напряжение, укрепляет веру в свои возможности. По результатам художественно-практической деятельности видно не только что и как ребенок нарисовал, но и как он относится к своей работе, к занятию, готов ли он к самостоятельной творческой деятельности, способен ли критически оценивать свою работу. Обеспечение эмоционального отношения детей к своей художественно-практической деятельности в обучении технике рисунка является одной из трудных, но важных задач. Другая задача заключается в приближении ребенка к реалистическому характеру отражения своих переживаний в рисунках. В процессе художественно-практической деятельности дети работаю красками, экспериментируют с инструментами и материалами, получая новые техники и приемы изображения.

Важным средством развития творческой инициативы младшего школьника являются творческие задания, которые побуждают детей самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое произведение при использовании прошлого опыта, обнаруживают способности, позволяющие выполнить задание в незнакомой ситуации. Мы предлагаем такие задания, как «Образ из заданных линий» (педагогом на листах бумаги рисуются самые разнообразные варианты линий - от «загогулины», выполненной непрерывной линией, до набора штрихов, которые обучающимся предлагается объединить в законченный образ, используя минимум средств), «Образ из отпечатков ладоней» (дорисовать монохромный или цветной отпечаток, используя средства выразительности графики), «Фантастическое животное» (из пятна, линии, отпечатка, на основе заданного образа или описания его образа жизни, методом агглютинации), «Стилизация цветка, дерева, животного, птицы» (их превращение в дом, транспорт, город, мотив для орнамента, фрагмент декоративной композиции) и т.д. Содержание заданий усложняется в зависимости от возрастных особенностей детей, что поможет им действовать по собственной инициативе.

Эффективным приемом формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности является освоение навыков работы в нетрадиционных техниках. Эти техники предоставляют возможность, достаточно простыми способами, получить красивый, необычный результат. Необычные технические приемы дают больше возможностей для самовыражения. Использование знакомых материалов в новой технике изображения дает возможность ребенку применять их в самостоятельной художественно-практической деятельности. Например: рисование нитками, применение в работе штампов, работа мастихином, мастерком, губкой, типографскими красками; работа с тканью, пластилином, бумагой и др. В данном случае творческую инициативу ребенок может проявить в выборе набора инструментов и материалов и способов деятельности, темы и сюжета композиции, формата листа.

Опыт показывает, что для успешного проявления инициативы и самостоятельности в художественно-практической деятельности необходимо соблюдение ряда педагогических условий, первым из которых является вариативность организации самого занятия: необычное начало занятия использование новых материалов, возможность самостоятельного выбора изобразительных средств, работа в необычных условиях (например, не в классе, а на пришкольном участке, в рекреации школы, в кабинете физики). Второе условие - опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной (не организованной педагогом) художественно-практической деятельности. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности и инициативы. Индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который знает особенности каждого ребенка, учитывает уровень развития изобразительных умений и навыков, это следующее условие для эффективного проявления детьми творческой инициативы и самостоятельности.

Формирование творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности целостно раскрывает личность ребенка и его отношения к окружающему миру.

Рецензенты:

Попова В.И. д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики высшей школы, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Русакова Т.Г., Русакова Т.Г., Солдатенкова О.П., Шустова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18721 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Развитие детской инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности.

Воспитатель:

Ильина Елена Евгеньевна



Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся

в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность – это способность без посторонней помощи пользоваться средствами и способами взаимодействия с миром; свобода ребенка в поступках и ответственность за них.


Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни.

Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

Инициативность – это внутреннее побуждение

к новой деятельности;

способность к самостоятельным активным действиям.


Особого внимания заслуживает такое понятие как «творчество».

Детское творчество - одна из форм самостоятельной

деятельности ребёнка , в процессе

которой он отступает от привычных

и знакомых ему способов

проявления окружающего мира,

экспериментирует и создает нечто новое

для себя и других.


Факторы, влияющие на развитие детской самостоятельности и инициативности.

предметно-развивающая среда

Игровая деятельность.

Труд.

Взаимодействие с социальным окружением

Взаимодействие со сверстниками

Воспитательно-образовательный процесс

Воспитание в семье


Социально-коммуникативное развитие

развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Познавательное

развитие

формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, творческой активности;

Речевое развитие

владение речью как средством общения и культуры развитие речевого творчества;

Художественно-эстетическое развитие

реализация самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);

Физическое развитие

становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере


Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных возрастных группах.

Ранний возраст

Дошкольный возраст 3-4 года

Дошкольный возраст

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является продуктивная деятельность

Познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст

Расширение сфер компетентности в различных областях практической деятельности, информационная познавательная деятельность.

Внеситуативно - личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива


Построение взаимодействия педагога с детьми

Педагог не является:

Педагог является:

  • Проводником;
  • «Архитектором»;
  • Создателем пространства для свободного творчества детей
  • Диктатором;
  • Всезнающим «источником информации»;
  • Руководителем


Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется во всех видах детской деятельности.

  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая; коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; непосредственно-организованная; режимные моменты
  • игровая;
  • коммуникативная,
  • познавательно-исследовательская,
  • продуктивная,
  • музыкальная,
  • двигательная,
  • элементарная трудовая;
  • непосредственно-организованная;
  • режимные моменты

Эффективные формы работы и виды деятельности, способствующие развитию детской инициативы и самостоятельности.

  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность; познавательно-исследовательская деятельность, игровая деятельность, продуктивная деятельность, кружковая работа
  • проектная деятельность;
  • познавательно-исследовательская деятельность,
  • игровая деятельность,
  • продуктивная деятельность,
  • кружковая работа

Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

Игра, способствует развитию активности, инициативы и самостоятельности.


Сюжетно-ролевая игра

«Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, навязывать им те или иные игры…»

А.С. Макаренко

Дидактическая игра

В процессе дидактических игр у детей формируется самостоятельность принятия решений.


ПРОДУКТИВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(КОНСТРУИРОВАНИЕ, РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ).

Ребенок учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.


Познавательно-исследовательская деятельность.

Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребёнка в познавательной деятельности; ставит перед детьми все более сложные задачи, нацеливает на поиск новых творческих решений, тем самым развивая самостоятельность и творческую активность.


Проектная деятельность

Проектная деятельность позволяет не только

поддерживать

детскую инициативу и самостоятельность,

но и оформить её в виде культурно-значимого продукта.


Кружковая работа

Свободный выбор ребенком вида деятельности раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.


Приемы:

  • ситуация успеха
  • установки
  • предвосхищающая положительная оценка
  • проблемное обучение (проблемная ситуация)
  • эксперимент (исследование)
  • моделирование
  • игровые материалы, задающие содержание, правила, культуру и дух совместных действий, направленных на достижение цели
  • «Мастер- классы» формируют у детей способности самостоятельно осваивать материал, используя при этом разнообразные средства, творчески организовывать свою деятельность, обобщать полученные данные, делиться своим опытом с другими детьми.

Этапы развития самостоятельности

и инициативности

1 этап: формирование умений

2 этап: применение умений

3 этап: творческое применение умений в новой ситуации



«При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних лет объяснять малышу, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести его до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания».

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином».

Ш.А. Амонашвили


1. Восточный административный округ, ГБОУ гимназия № 1476.

Темы выступлений:

  1. «Развитие и поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, взаимодействие дошкольной организации с семьей» – презентация старшего воспитателя Харитоновой Н.В.
  2. «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в разных культурных практиках»:

- «Мультфильм для малышей» – воспитатель Молчанова А.А.;

- «Виды минералов (камни)» – воспитатель Горохова Е.А.;

- «Волшебный сундучок» – воспитатель Розанова А.А.

3. «Совместная партнерская деятельность взрослого и ребёнка. Проект "Волшебница вода"» – презентация воспитателя Плужниковой О.Б.

https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwVGprWWJOTmJxYW8

2. Восточный административный округ, ГБОУ СОШ № 1852.

Темы выступлений:

  1. Презентация старшего воспитателя Спесивцевой Н.Н. «Развитие детской инициативы через расширение развивающего пространства для свободной деятельности детей».
  2. Презентация опыта работы воспитателя ГБОУ СОШ № 1852, дошкольное отделение, Котелевец Л.В. «Поддержка детской инициативы в речевом общении посредством использования технологии ТРИЗ».
  3. Презентация опыта работы воспитателя ГБОУ СОШ № 1852, дошкольное отделение, Тонконоговой Н.В. «Создание предметно-развивающей среды как условие поддержки детской инициативы».

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwTlQ1VXAxdVhhZDg

3. Восточный административный округ, ГБОУ «Школа с углублённым изучением английского языка № 1352»

Темы выступлений:

  1. «Образовательная деятельность с детьми 3–4 лет «Как мы помогали Мишке» – воспитатель Угольникова Светлана Дмитриевна.

2. «Образовательная деятельность с детьми 4–5 лет «Письмо от учёного Филина» – воспитатель Крисанова Галина Васильевна.

3. «Образовательная деятельность с детьми 5–6 лет «Путешествие в Цифроград» – воспитатель Кутловская Татьяна Петровна.

4. «Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Чудеса из ларца» – воспитатель Беляева Татьяна Николаевна.

5. ФГОС ДО. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности. Презентация методиста Криворучко Татьяны Владимировны.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwQ3kwVnlvVzc4N00

4. Восточный административный округ, ГБОУ Гимназия № 1512.

Темы выступлений:

  1. «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» – презентация старшего воспитателя А.А. Лыковой.
  2. «Приёмы и способы поддержки детской инициативы» – педагог-психолог Е.В. Ковальчук.
  3. «Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» – воспитатель Л.Н. Павлухина, музыкальный руководитель Г.В. Нестерова.
  4. «Формы поддержки детской инициативы в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей». Практический опыт работы педагогов: музыкального руководителя О.В. Колябиной, учителя-логопеда В.А. Муравьевой, воспитателя Т.В. Толстых.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwczVycUtEcThFYWM

5. Западный административный округ, ГБОУ Гимназия № 1596.

Темы выступлений:

  1. «Открытое мероприятие (в рамках проектной деятельности) по ОБЖ «Письмо из Простоквашино» – воспитатели старшей группы Ершова Елена Владимировна, Фёдорова Виктория Андреевна.
  2. «Доминантное занятие по детскому творчеству «Играем в сказку» (по мотивам музыкального цикла С.М. Майкапара «Бирюльки»)» – музыкальный руководитель высшей категории Шамиданова Лидия Вениаминовна, воспитатель подготовительной группы Михеева Любовь Николаевна.
  3. Презентация «ФГОС. Развитие детской инициативы. Работа с детьми старшего дошкольного возраста по созданию сказки» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1596, СПДО № 1755 Котова Светлана Алексеевна, воспитатель подготовительной группы Полуэктова Валентина Николаевна.
  4. Презентация «ФГОС. Развитие творчества как высшая форма развития инициативности» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1596, СПДО № 1755 Котова Светлана Алексеевна, музыкальный руководитель Шамиданова Лидия Вениаминовна.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwUHd4b1lzdEpzM0k

6. Западный административный округ, ГБОУ Школа № 37.

Темы выступлений:

  1. «Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольника в процессе образовательной деятельности: обучение началам грамоты через организацию детского театра» – воспитатель Оноприенко Екатерина Элитовна.
  2. «Предметно-пространственная среда как средство развития детской инициативы и самостоятельности у детей с ОВЗ» – педагог-психолог ГБОУ Школа № 1329 Ковалева Светлана Юрьевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1329 Назари Галина Рафаиловна.
  3. «Развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности» – воспитатели Черминская Марина Анатольевна, Тиханская Екатерина Олеговна.
  4. «Современные формы взаимодействия с семьей по развитию детской инициативы» – педагог-психолог ГБОУ СОШ № 13 07 Лунина Надежда Александровна.
  5. «Развитие творческой инициативы в различных культурных практиках» – воспитатели Дегтярева Елена Викторовна, Заварзина Ирина Александровна.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwdEJvMjZvcVpEV1k

7. Зеленоградский административный округ, ГБОУ Гимназия № 1528.

Темы выступлений:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» – старший методист Балаева Нина Михайловна, старший воспитатель Аветисян Кристина Грачиковна, педагог-психолог Голубкова Галина Гурьевна. Текст и презентация.

8. Северный административный округ, ГБОУ ЦО № 1296.

Темы выступлений:

  1. «Развитие детской инициативы в игровой деятельности с детьми второй группы раннего возраста "Разноцветная сказка"» – воспитатели ГБОУ ЦО №1296 (ДО № 1). Медведева Татьяна Николаевна, Сяткина Галина Анатольевна.
  2. «Развитие детской инициативы в изобразительной деятельности: использование возможностей графических материалов в ИЗО» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Гижицкая Ирина Алимовна.
  3. «Развитие детской инициативы в коммуникативной деятельности: "Путешествие по континентам" (комбинированная подготовительная к школе группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Головина Елена Эдуардовна.
  4. «Развитие детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности "Чудеса про четыре колеса" (старшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Фадиури Лариса Владимировна, методист ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Серебрякова Татьяна Анатольевна, воспитатель Романова Ольга Юрьевна.
  5. «Развитие детской инициативы в коммуникативной деятельности: развитие речи детей с использованием речевых упражнений (комбинированная старшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Блинова Татьяна Михайловна.
  6. «Развитие детской инициативы в двигательной деятельности: "Такие разные мячи" (подготовительная к школе группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО №1296 (ДО № 1) Кудинова Елена Валентиновна.
  7. «Развитие детской инициативы в конструктивной деятельности: "Маленькие строители" (младшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 3) Бакотина Татьяна Сергеевна.
  8. «Детская инициатива по изобразительной деятельности: развитие детской инициативы при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» – воспитатель ГБОУ Школа № 183 (ДО № 4) Хренова Ольга Анатольевна.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке

Презентация: Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности 

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день, а поскольку у детей очень развит интерес познать что-то новое мы решили посмотреть как можно развивать инициативу у детей в раннего возраста в изобразительной деятельности.

Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение групп нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение

В уголке творчества мы собрали различные средства художественной деятельности и материалы, в том числе и нетрадиционные:

*широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям;

*бумага разного цвета, формата, фактуры;

*аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т. д.);

*трафареты, силуэты;

* дидактический материал, образцы, схемы и т. д.

Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка.

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают занятия изодеятельностью как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование, пальчиком возможно на песке, манке, пальчиковыми красками одни из первых наших работ были «Цветы на окне», «Листопад».

Рисование ладошкой вызываем не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Аквариум», «Золотой петушок», «До свидания лето»

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам. Одна из таких работ «Природные явления»

Рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать

Рисование штампами способствует развитию у детей:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Ватными палочками «Любимая игрушка»

Яблоками «Компот»

Фигурными штампами «Бусы для мамы»

Поролоновыми штампами «Цветок желаний»

Аппликация из песка из цветного песка Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, «Елочка красавица», «Фрукты»

Накладная аппликация способствует развитию творчества, созданию образа из готовых деталей, развивает эстетическое восприятие, творческие способности, аккуратность «Платье для матрешки», «Божьи коровки» аппликация с элементами конструирования

Мозаика успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы «Весна», «на лужайке»

Обрывная аппликация Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной,»«Утята на прогулке», «Кораблик для Зайчика»

Формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.