Люди с выдающейся памятью. Человек с феноменальной памятью

Современные люди живут в эпоху интенсивного обмена информацией. Для того, чтобы оперативно усваивать большие объемы данных, следует ежедневно тренировать память. Однако существуют люди, которые без труда запоминают огромное количество информации и не страдают при этом от умственных перегрузок. Такое явление носит название «феноменальная память».

Что такое феноменальная память

Вопреки распространенному заблуждению, умением запоминать большое количество информации в считанные секунды владеют не только «избранные». Развить эти уникальные способности может любой психически здоровый человек, с любым уровнем интеллекта. Пол, возраст и социальное положение значения не имеют.

Феноменальной можно считать способность к усвоению и точному запоминанию большого объема данных, не имеющих смысловой связи. Это значит, что человек, обладающий такой способностью, может длительное время удерживать в мозгу «фотографию» любого зрительного образа: текста на родном или иностранном языке, картинки, комбинации цифр и символов.

Это необычное явление, определение которого встречается во всех учебниках по психологии, может быть вызвано следующими причинами:

  • Генетическая предрасположенность;
  • Врожденные аномалии в развитии некоторых участков коры головного мозга;
  • Занятия с детьми младшего возраста по методикам раннего развития;
  • Высокая скорость работы мозга.

Люди демонстрируют уникальные способности в запоминании разного вида информации: у некоторых блестящая звуковая память (или, выражаясь музыкальными терминами, «абсолютный слух»), кто-то может с первого взгляда запомнить большой письменный текст, кто-то в мельчайших подробностях пересказать длинную историю, услышанную только один раз. Некоторые психологи считают уникальные способности к запоминанию аномалией. С этим можно поспорить. Однако, нельзя не согласиться с тем, что люди с таким талантом (особенно дети и подростки) требуют индивидуального подхода. Несмотря на свои способности, они часто бывают плохими учениками в школе, чувствуют себя некомфортно в коллективе и могут испытывать трудности в социальной адаптации.

Реально ли ее развить

Иногда феноменальная память является врожденным свойством конкретной личности, но в 80% из 100 ее можно успешно развить при помощи целенаправленных тренировок. Чтобы работа увенчалась успехом, необходимо помнить о том, что:

  • Во время тренировок мозг не должен испытывать перегрузку;
  • Программа по развитию уникальных способностей должна соответствовать возрасту человека. Нельзя предлагать детям задания для взрослых. Однако, для взрослых, которые только начинают развивать память, детские задания вполне подойдут;
  • Тренировки будут эффективнее, если дополнительно принимать препараты, улучшающие мозговое кровообращение. Перед тем, как пить любые лекарства, следует проконсультироваться с невропатологом;
  • Занятия должны проходить по правилу «от простого к сложному», но не наоборот.

Чтобы визуальные образы легко запоминались, они должны быть яркими, простыми и доступными для понимания. В то же время образ должен содержать большое количество мелких деталей. Это необходимо для развития концентрации внимания.

Активному развитию уникальных способностей способствует интенсивное чтение. Можно выбирать любую литературу на родном или иностранном языке, главное – читать вдумчиво, уделяя внимание деталям, и ничего не пропускать. Тогда прочитанное отложится в голове до мельчайших подробностей.

Упражнения и методы для запоминания информации

Для того чтобы удержать в голове большое количество данных, можно использовать разные методы. Все они довольно простые, но эффективные. Обычно психологи рекомендуют следующие техники:

  • Метод ассоциаций. Например, для запоминания номера телефона нужно найти в нем цифры, связанные с каким-то важным событием или образом (день рождения родственника, собственный возраст, текущий год);
  • Мнемотехника – используется для удержания в голове группы слов, не связанных друг с другом по смыслу. Из этих слов необходимо составить предложение и представить его визуально;
  • Мысленное создание цветного, красочного образа на основе прочитанного или услышанного текста;
  • Развитие скорости чтения и концентрации внимания на прочитанном.

Эти методы можно чередовать друг с другом и использовать в разных ситуациях, в зависимости от типа информации, подлежащей запоминанию. Для того чтобы развить быструю музыкальную память, психологи рекомендуют как можно чаще слушать музыку и пытаться воспроизводить услышанное голосом или при помощи любого инструмента.

Внимание! Ежедневные тренировки по 10-15 минут будут гораздо полезнее, чем занятия 2-3 раза в неделю по часу. Слишком долгие интенсивные тренировки могут привести к перегрузке мозга. После каждого занятия необходимо проводить умственное и физическое расслабление.

Развитие феноменальной памяти у детей

Натренировать ребенка несложно, главное – придерживаться определенной системы занятий. Работать над развитием уникальных способностей к запоминанию можно с раннего детства. Начиная с трех месяцев, когда малыш начинает активно познавать окружающий мир, его нужно знакомить с яркими, выразительными образами и подробно рассказывать о них. Известно, что ребенок, еще не умея говорить, уже держит в голове огромный объем информации, поэтому не стоит недооценивать важность интенсивного интеллектуального развития до года. Занятия на формирование визуальной памяти следует чередовать с освоением памяти тактильной и слуховой. Хороший результат дает раннее обучение чтению и иностранным языкам, но оно должно проходить под руководством профессионального педагога, знакомого с психологией детей младшего возраста и с передовыми методиками дошкольного образования.

Для школьников очень полезно обучение быстрому чтению. Медленное чтение по слогам с фиксацией на самом процессе часто приводит к тому, что ребенок плохо запоминает прочитанное. Скорочтение, напротив, помогает школьнику мысленно «фотографировать» текст и «сканировать» его смысл. Однако, ученикам с серьезными нарушениями речи и письма такие занятия категорически противопоказаны.

Интересно. Работая с детьми, не умеющими читать и писать, следует учитывать индивидуальные особенности конкретного ребенка. У некоторых детей лучше развито зрительное восприятие информации (хорошо запоминают увиденные картинки), у других – слуховое (лучше усваивают слова).

Примеры людей с такой памятью

Феноменальная память – это явление, характерное для многих выдающихся личностей. Известно, что такими способностями в разное время обладали:

  • Физик Николо Тесла;
  • Композитор и пианист Сергей Рахманинов;
  • Папа Римский Иоанн Павел Второй;
  • Гарри Каспаров, знаменитый шахматист;
  • Юлий Цезарь, древнеримский император.

Примечательно, что большинство выдающихся личностей с супер способностями было так же успешно в других областях (например, Юлий Цезарь был не только влиятельным политиком, но и прекрасным полководцем). Поэтому эксперты психологии, считающие неординарную память аномалией, не всегда правы.

Книги по теме

Заслуживает внимания книга Станислава Матвеева (на некоторых сайтах автор ошибочно представлен как «Матвей»). В своей работе Станислав делится методами запоминания информации и на практических примерах доказывает, что достичь быстрого и качественного запоминания информации может любой человек, а не только личность-феномен.

Интересную методику работы предлагает Константин Дудин. С его методом можно ознакомиться онлайн. По мнению Дудина, для того чтобы иметь суперпамять, нужно, прежде всего, научиться забывать ненужную информацию, то есть освобождать место для новой, более актуальной. Это поможет разгрузить мозг во время запоминания и спасет от перегрузок. В курс Дудина включен отдельный раздел, посвященный забыванию.

На Западе большой популярностью пользуется курс Гарри Лорейна, его можно рекомендовать учащимся любого возраста, адаптируя упражнения к конкретной целевой аудитории.

Тренировку памяти у мальчиков и девочек рекомендуется начинать с самого детства, тогда достичь желаемых результатов можно будет быстрее и лучше. Однако, можно развить у человека феноменальные таланты к запоминанию и в подростковом, и в зрелом возрасте. Главное – упорство, настойчивость и работа по системе, в соответствии с выбранной методикой.

Видео


Слесарь из Липецка А. В. Некрасов умеет в уме извлекать корни степени от двух до тысячи из чисел, состоящих из… нескольких сотен цифр. Перед проведением счета он готовится (сосредоточивается) в течение нескольких десятков минут. При этом он начинает раскачивать головой. Затем просит показать ленту с цифрами, пристально вглядывается в них и по прошествии 20 секунд, глядя в пространство, начинает диктовать ответ. Пять первых цифр он называет правильно, а шестая является результатом округления последующих цифр.
Некрасов пояснил: числа ответа являются мысленному взору «в виде цифр в шарах». Опыты подтверждают, что он владеет телепатией, телекинезом.

ЛИШЬ РАЗ УСЛЫШАВ…

Однажды к композитору С.И.Танееву (1856 - 1915) приехал А.К.Глазунов (1865 - 1936), чтобы сыграть ему только что написанную музыкальную пьесу. Любивший подшутить Танеев перед тем спрятал в другой комнате Сергея Рахманинова, тогда - студента консерватории. Когда Глазунов кончил играть, Танеев позвал Рахманинова. Юноша сел за рояль и, к величайшему удивлению автора, повторил полностью его сочинение. Композитор был озадачен: ноты произведения еще никто не видел. Все дело в том, что Рахманинов мог воспроизвести по памяти услышанную всего лишь раз мелодию.

БЕЗ СУФЛЕРА.

Великий русский певец Федор Иванович Шаляпин (1873 - 1938) при постановке оперы не ограничивался изучением только своей вокальной партии. Он держал в памяти всю партитуру оперы и знал все ее сольные, хоровые и оркестровые партии. Его партнеры по сцене утверждали, что он никогда не пользовался услугами суфлера. Например, в опере Мусоргского «Борис Годунов» Шаляпин знал наизусть все мужские и женские партии: Годунова, Шуйского, Пимена, Самозванца, Варлаама, Марины Мнишек. Ему приходилось в разное время исполнять партии Бориса, Пимена и Варлаама.

ВСЛЕПУЮ НА 32 ДОСКАХ....

Первый русский чемпион мира по шахматам Александр Алехин (1892 - 1946) обладал необыкновенной емкостью памяти. Он помнил и мог воспроизвести любую из сыгранных им прежде партий. В 1932 году Алехин дал сеанс одновременной игры вслепую на 32 шахматных досках.

9 КНИГ В ДЕНЬ.

Николай Александрович Рубакин (1862 - 1946) - известный русский просветитель, библиограф, литератор и публицист - прожил 84 года. Он обладал талантом чрезвычайно быстрого чтения. Сам Рубакин утверждал, что за свою сознательную жизнь он прочитал около 200 тысяч книг. Если считать, что он начал читать с десятилетнего возраста, то получается, что в день он читал в среднем по 9 книг.

«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОМНИТ ВСЕ».

Так называли врачи репортера одной из московских газет Шерешевского, который легко запоминал таблицы с огромным количеством цифр, большие комбинации слов неизвестного ему языка, сложнейшие формулы (кстати, то, что он не понимал, запоминал гораздо легче, чем осмысленное).
За Шерешевским велись научные наблюдения около 30 лет, начиная с 1926 года. Опыты неизменно протоколировались. Шерешевский мог запоминать колоссальные объемы информации. Выяснилось также, что память у него - абсолютна по прочности запоминания: спустя 20 лет его попросили воспроизвести однажды услышанную таблицу цифр, Шерешевский закрыл глаза, медленно поводил пальцем по воздуху и назвал все цифры таблицы без единой ошибки. Это абсолютный рекорд «давности запоминания».
Шерешевский обладал эйдетизмом - своеобразной разновидностью зрительной памяти. Когда диктовались цифры, он видел их написанными своим четким почерком на доске или бумаге, причем они располагались столбцами по 4-6 в ряду. Запоминая слова, он обычно мысленно совершал прогулку от Пушкинской площади по улице Горького к центру и по пути «расставлял» все услышанное. При воспроизведении ряда он как бы повторял маршрут, «считывая образы».

В УМЕ… ТАБЛИЦА ЛОГАРИФМОВ.

Директор Института полупроводников АН СССР академик А. Ф. Иоффе (1880 - 1960) по памяти пользовался таблицами логарифмов, в которых 30 миллионов цифр.

ЧИТАЛА КНИГУ ЗА МИНУТУ.

16-летняя киевлянка Ира Иванченко достигла скорости чтения в 163 333 слова в минуту с полным усвоением прочитанного. Это достижение было зарегистрировано в январе 1990 года в присутствии журналистов ряда украинских изданий. На рекорд Ира вышла благодаря специальной подготовке в киевском Центре развития мозга, обучающем методике быстрого чтения. По признанию слушателей школы, у многих возникает образное восприятие информации, когда тексты воспринимаются как бесконечная лента кино.
Неофициальный рекорд скорости чтения (416 250 слов в минуту) принадлежит другой 16-летней киевлянке Евгении Алексеенко. Рекорд был зафиксирован 9 сентября 1989 года во время тестирования под руководством Центра в присутствии 20 слушателей курсов. Для того чтобы целиком прочитать, например, такой журнал, как «Новое время», Жене требовалось всего 30-40 секунд. Примерно минута уходила у нее на чтение книги среднего формата… Содержание прочитанного Женя пересказывала часами, не упуская малейших подробностей.

НА 38 ЯЗЫКАХ.

Редактор международного отдела газеты «Советский спорт» Ю. А. Соломахин свободно изъясняется на 38 языках, среди которых есть довольно редкие, такие, как фарерский и язык лужицких сербов, на котором говорят представители одной из народностей Германии.
Поддерживать языковую форму ему помогают ежедневные тренировки, слушание радиопередач на языках и переводческая работа. Соломахин считает, что его возможности - не предел, и даже человек со средними способностями может освоить 50 и более языков.

ЧУДО-СЧЕТЧИК.

В Ванском районе Грузии живет Арон Чиквашвили. Он свободно манипулирует в уме многозначными числами. Как-то друзья решили проверить возможности чудо-счетчика. Задание было суровым: сколько слов и букв скажет диктор, комментирующий второй тайм футбольного матча «Спартак» (Москва) - «Динамо» (Тбилиси). Одновременно был включен магнитофон. Ответ последовал, как только диктор сказал последнее слово: 17 427 букв, 1835 слов. На проверку ушло пять часов. Ответ оказался правильным.

ЧЕЛОВЕК-КАЛЕНДАРЬ.

За считанные секунды, проведя в уме сотни операций, Владимир Кутюков способен сообщить, что 1 января 180 года было пятницей. Он тут же ответит на вопрос, сколько секунд прошло со времени смерти Нерона до падения Константинополя или каким днем будет 13 октября 28448723 года… И все это с учетом високосных лет, смены календаря в 1582 году и т.п. трудностей, в том числе и недесятичных соотношений (неделя в семь дней, сутки в 24 часа, час в 60 минут).
Уникальные способности устного календарного исчисления, которые проявил инженер из Йошкар-Олы, подтверждены протоколом проверки, проведенной 18 мая 1992 года в опытно-конструкторском бюро приборов контроля и автоматики марийской столицы.

МИСТЕР ПАМЯТЬ.

Так прозвали журналисты ереванского юриста Самвела Гарибяна. Во время эксперимента в июне 1990 года он запомнил и почти безошибочно воспроизвел 1000 предложенных ему незнакомых иностранных слов. Не зная языков, Самвел сумел с одного раза запомнить и воспроизвести по памяти слова на арабском, урду, кхмерском, бенгали, английском, дари, немецком, эсперанто, итальянском.
Добившись поразительных успехов в мнемотехнике (искусстве запоминания), Гарибян помог развить память тысячам людей самых разных профессий. Почти все наши воспоминания из раннего детства связаны с эмоциями, но по мере взросления они притупляются. Самвел с помощью специальных психологических приемов помогает воскресить эмоции и поставить их на службу человеку при работе с информацией.
Большая роль в методике отводится и дыхательным упражнениям, способствующим концентрации памяти. С. Гарибян много ездит по приглашениям из разных стран, демонстрируя свои возможности и методику. Он создал заочную «Школу памяти», в которой может учиться любой человек, стремящийся развить свои способности запоминания.


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

На всей планете живет всего несколько десятков человек, которые обладают феноменальной памятью и могут вспомнить даже самые мельчайшие детали из своего младенчества, в то время как большинство людей совершенно не помнят себя в таком раннем возрасте. Невероятно большой объем памяти обусловлен синдромом, который ассоциируют с понятием гипертимезия.

Гипертимезией , или гипертиместическим синдромом называют способность человека помнить и воспроизводить предельно высокое количество информации о своей жизни. Эта способность затрагивает только автобиографическую память. В медицине до сих пор не могут определить статус данного явления и иногда ассоциируют его с гипермнезией, то есть аналогичной способностью, которая затрагивает уже все виды и формы памяти.

Давайте подробнее узнаем об этом …

Термин «гипертимезия» появился не так давно, в 2006 году. Группа ученых тогда выдвинула гипотезу о характеристиках данного нарушения. Так, человек, у которого развивается гипертиместический синдром, проводит ненормально много времени над размышлениями о своем прошлом, благодаря чему возникает способность вызывать в памяти те или иные события из своей жизни.

В то время как феноменальная память, развитая с помощью мнемонических методик, не считается патологией, если речь идет о запоминании нужной информации и данных, то гипертимезию ученые считают отклонением. У пациентов с таким синдромом возникают неконтролируемые и бессознательные ассоциации при виде определенных предметов или дат, вследствие чего человек вспоминает с точностью любой день своей жизни.

Одной из известных людей, у которых развита гипертимезия, является Мэрилу Хеннер (родилась в 1952 году), американская актриса и продюсер.

Что касается Мэрилу Хеннер, феномен которой сейчас активно изучают специалисты, то её самые ранние воспоминания относятся к возрасту 18 месяцев. В этот день, как вспоминает женщина, она играла со своим братом. Интересно, но ранее считалось, что человек не может вспомнить то, что происходило с ним до двух лет.

После этого события она может рассказать о том, как провела любой свой день, о чём говорила, какие передачи шли по телевизору и т.д. Так, если за всю свою жизнь обычный человек запоминает около 250 лиц, то Хеннер помнит их тысячи. Из этого ученые также сделали вывод, что долговременная память не избирательна, и в долговременное хранилище переходят все события, которые обрабатывает кратковременная память.

Сам же процесс вспоминания у Мэрилу Хеннер не требует абсолютно никаких усилий. Это, как говорят специалисты, сродни идеальному видеоредактору, который может точно воссоздать любой фрагмент записи.

Американка Джилл Прайс — она помнит абсолютно все события своей жизни, начиная с 14 лет — если назвать произвольную дату, Джилл воспроизведёт, что случилось с ней в тот день, какая была погода, какие важные события произошли в мире.

Её феноменальные способности были подтверждены учёными Калифорнийского университета в Ирвайне в 2006 году. С тех пор благодаря возросшему интересу к исследованиям в этой области гипертимезия была подтверждена ещё у пятерых человек.

Всего, по подсчетам ученых, к 2014 году удалось выявить около 50 людей с такими невероятными способностями помнить в деталях любой день своей жизни. Ученые на данный момент не могут со всей точностью выявить причины такого синдрома, но это, возможно, связано с тем, что у пациентов височные доли и хвостатое ядро в головном мозге увеличены в размерах.

Изучением особенностей мозга занимаются нейробиологи. В рамках поиска людей с хорошей памятью в Калифорнийском центре нейробиологии было исследовано более двух тысяч человек. Им задавали шестьдесят вопросов, ответить на который могли только люди, помнящие все.

Из-за того, что людей с гипертимезией очень мало, данных о возникновении такой способности практически нет. Некоторые ученые считают абсолютную память мифом и желанием людей верить в свои безграничные возможности. Профессор истории психологии Гронингенского университета Доуэ Драйсма (Douwe Draaisma) в своей «Книге о забывании» пишет, что «бóльшая часть наших переживаний не оставляет в мозге никакого следа».

Доуэ также отмечает, что «люди склонны сравнивать память с тем, что для них лично стало символом сохранения, например, компьютером или фотографией. А для забывания используются иные метафоры: решето, дуршлаг. Но все они предполагают, что сохранение в памяти и забывание - противоположные процессы, и, соответственно, одно исключает другое. На самом деле, забывание замешано в наши воспоминания, как дрожжи в тесто.

Профессор применяет к памяти средневековую метафору - палимпсест, т.е. повторно используемый кусок пергамента.

«Пергамент был дорог, и потому старые тексты с них соскребали или смывали и поверху писали новый текст, через некоторое время сквозь новый текст начинал проступать старый. …палимпсест - очень хороший образ послойности воспоминаний: приходит новая информация, старая стирается, но в принципе, старая информация скрыта в новой.

В Ваших переживаниях также резонируют Ваши воспоминания, и уже поэтому нельзя описывать воспоминание как непосредственную копию пережитого. Они абсорбируются тем, что там уже есть». (По материалам «Het geheugen is ongezeglijk». — de Volkskrant, 03.11.10, p. 48-49.)

Большинству из нас, все же, «счастье» обладать абсолютной памятью не грозит. И, пока ученые спорят, болезнь ли гипертимезия или семантическая особенность организма, в наших силах сделать свою память хорошей, ведь возможность ее тренировки не оспаривает никто.

Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.

Так что же на самом деле такое эйдетическая память - признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?

Что это такое

Эйдетическая память - это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность - длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.

Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.

Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.

Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность - способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.

Основные характеристики

Визуализация + сенсорика

Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).

Детализация

Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.

Непроизвольное удержание

Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.

Произвольное воспроизведение

Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.

Большие объёмы

У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.

Яркость образов

Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.

Степени


Существует 5 степеней выраженности эйдетизма:

  1. Для воспроизведения необходимо закрепление.
  2. Слабые зрительные образы.
  3. Визуальные образы средней ясности с проявлением некоторых частных деталей.
  4. Ясные, полноценные образы сложных объектов с вкраплениями сенсорных модальностей.
  5. Яркие, детализированные эйдетические образы, сопровождающиеся чёткими сенсорными модальностями.

По нулевой при этом подразумевают непродолжительное сохранение смутного послеобраза без детализации.

Явных эйдетиков с 5 степенью выраженности делят ещё на 2 типа:

  • «Т-тип»: обладают стойкими и чересчур яркими эйдетическими образами, которые могут быть навязчивыми и граничить с галлюцинациями. Они не всегда в состоянии ими управлять.
  • «В-тип»: воспроизводят нужный образ только при необходимости.

Считается, что явных эйдетиков можно легко выделить в толпе по определённой мимике и движениям.

Как развить

Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.

Метод Айвазовского

Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.

В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:

  1. Выбрать один предмет.
  2. В течение 4-5 минут пристально наблюдать за ним.
  3. Закрыть глаза, мысленно представить его и описать до мельчайших подробностей (цвет, размер, форма, детали).
  4. Открыть глаза, сравнить реальный и воспроизведённый в мыслях образы, подметить то, что было упущено.
  5. Повторить упражнение с самого начала.
  6. Делать до тех пор, пока образы полностью не совпадут.

С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.

Упражнения на развитие фотографической памяти

Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение

Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.

Упражнение 2. Ассоциации

Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.

Упражнение 3. Текстология

Цель - развить фотографическую память на тексты.


Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача - как можно быстрее найти свежие вкрапления.

Упражнение 4. Палиндромы

Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.

Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.

Нейробика

Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика - гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:

  1. Постоянно ходите в одно и то же место (на работу, в магазин) разными маршрутами и при этом выполняйте упражнение на непринуждённое наблюдение (см. выше).
  2. Раз в неделю с утра до вечера все манипуляции, которые вы привыкли выполнять правой рукой, делайте левой (чистите зубы, держите ложку, пишите).
  3. Раз в день вычитывайте высокоинтеллектуальный текст на тематику, в которой вы ничего не понимаете. Старайтесь вникнуть в каждое слово и уловить смысл.
  4. Отвечая на чьи-то вопросы, следите за построением своей речи. Говорите так, словно пишете сочинение. При этом всё произнесённое должно чётко воспроизводиться в голове в виде текста.
  5. Отключите звук у телевизора и постарайтесь понять, что говорят с экрана. Потом проверьте себя (записи передач можно найти в Интернете).

Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.

Проблема эйдетизма

С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель - Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.

В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.

Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?

Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой - тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.

Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.

В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.


И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.

На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память - патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, галлюциноза, дефектов головного мозга.

Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.

Этот кинообраз «списан» с реального человека - Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат - многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.


Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) - мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) - наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) - наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) - за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) - помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) - после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета - воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) - наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память - уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.